Культурная критика на баррикадах
© Проект "Листівки з Майдану"- Дарья Бадьёр
- 3 березня 2014
- 2399
В первые недели Майдана культуре действительно было не место на полосах и страницах украинских изданий: рецензии на фильмы смотрелись дико, если сразу не оговаривалось, что в тексте будет идти речь не только о просмотренном кинокритиком фильме, но и о параллелях между ним и Майданом; все комментарии, которые журналисты брали у художников, режиссеров или музыкантов, были на одну тему, а разговоры о планировании статей на культурные темы начинались со слов “я понимаю, что сейчас такое время, но...”. К началу второго месяца протеста культурная журналистика, а вместе с ней и критика, немного пришла в себя и вернулась к более привычным темам - госбюджету на следующий год, который как раз подали в парламент, к подведению итогов года и прогнозам на год грядущий.
Возвращение к привычным для них темам конца года заставило журналистов немного встряхнуться, отвлечься от баррикадных будней. Они отправились на пресс-показы, открытия выставок, открыли позабытые rss-ленты с новостями по своей теме, – все это в итоге позволило журналистам посмотреть на Майдан другими глазами.
Приобретенная журналистами вследствие погружения и выныривания из реалий всепроникающего протеста оптика и может стать залогом популяризации и последующего развития культурной критики в Украине.
Во-первых, Майдан дал возможность культурным критикам показать себя, вступить в полемику по наболевшим вопросам и написать то, до чего раньше не доходили руки или о чем не поворачивался сказать язык. Раскритиковать правую риторику на акциях протеста, например, или попробовать найти культурологические параллели с происходящим на Майдане. Кто-то сравнивает его с Запорожской Сечью, кто-то трактует его как средневековую ярмарку, кто-то превозносит расцветший на Майдане жлоб-арт, и так далее. Все это можно и нужно критиковать. На волне интереса к Майдану читатели чувствуют необходимость знать не только о политической подоплеке, но и о возможных культурных подтекстах, выявить которые и проанализировать критик способен и в некоторых случаях даже обязан.
Во-вторых, Майдан стал уникальной площадкой для медиа-экспериментов и поиска новых смыслов. Даже если эксперименты выйдут неудачными, а смыслы не будут найденными, опыт этот бесценен. Как и любое событие революционного характера, Майдан - это концентрат событий, эмоций, поступков, кейсов - в общем, всего того, что является материалом для анализа. Расцвет общественного телевидения, появление такого проекта, как Вавилон-13, поступки отдельных художников и последующая их оценка обществом - все это очень ценно и станет еще ценнее, если за дело возьмутся критики и как следует все это отпишут.
Другое дело, что вступив на путь политических и общественных тем, культурному критику будет тяжело оттуда выбраться. Очень сложно очертить рамки своей компетентности, когда пишешь о культуре в такое время, как сейчас. Есть ли предел, перед которым культурный критик должен остановиться, или же его задача - ломать все границы и попытаться описать полную картину происходящего на частных примерах? В котле Майдана культурное неотделимо от политического, поэтому сегодня критику как никогда важно найти приемлемую оптику.
Все вопросы, выносящиеся на обсуждения вопросов вроде “должен ли критик учитывать политические взгляды художника, анализируя его творчество”, становятся как нельзя актуальными. Сложно было бы написать рецензию на новый альбом Олега Скрипки (выпусти он его сейчас, во время Майдана) после того, как он объявил о симпатии к всячески дискредитировавшему себя премьер-министру, и, уж тем более, после того, как его освистали на Майдане.
Становится ли концерт оригинального состава “Океана Эльзы” лучшим музыкальным событием года лишь оттого, что он прошел на Майдане? Становится ли жлоб-арт искусством, достойным высоких похвал, лишь оттого, что его представители активно поддерживают гражданский протест? На все эти вопросы должен ответить критик, заняв предварительно незаангажированную ни одной из сторон позицию. Пожалуй, это будет даже бесстрашная позиция, ведь если раскритиковать “Океан Эльзы”, то вполне можно будет получить потом за это по лицу - в революционном-то запале.
Тут нужно отметить, что на Майдане в принципе остро встал вопрос о том, кто такой журналист и может ли он совмещать свою работу с работой гражданского активиста. Ряд журналистов уже отказались от этого статуса, назвавшись политиками или активистами: Егор Соболев, Татьяна Чорновол, Игорь Луценко. Пожалуй, сегодня следует самоопределиться каждому. С одной стороны, сложно удержаться от того, чтобы причислить себя к сторонникам Евромайдана и вести себя в соответствии с этим статусом – на первых порах это сложно сделать из-того, что в воздухе витает романтика, ностальгия, пафосные лозунги и дух надежды, а в случае радикализации протеста – еще сложнее, ведь гибель невинных людей не может оставить равнодушными даже тех журналистов, кто истово соблюдает принцип невмешательства и сбалансированности в своих репортажах. С другой - журналисту не нужно принимать никакой позиции, и в этом заключается удобство для тех, кто в переломные для своей профессиональной идентификации моменты не мог определиться, как ему следует относиться к Майдану и, что еще важнее, как о нем писать. Вопросов действительно много и, чтобы их поставить, нужно постараться найти уникальную, незамутненную политическими месседжами оптику.
Чтобы вынести положительный опыт из этой революции, нужен доскональный анализ Майдана и всего, что на него за эти месяцы успело наслоиться. Политические аналитики пока что заняться этим не в состоянии, по объективным причинам: слишком мало прошло времени и слишком много витает в медиапространстве противоречивой информации, отфильтровать которую очень сложно за такой короткий период времени. Культурный же критик может себе позволить то, что пока что не может позволить политический аналитик, ведь оптика культурного критика - принципиально другая, позволяющая предложить свежие смыслы и идеи событию, которое в этом катастрофически нуждается.
В этом плане культурный критик может помочь обществу спрогнозировать свое дальнейшее развитие, начертить план действий на ближайшие несколько постреволюционных лет. Кажется вполне очевидным, что украинский Евромайдан перестал быть акцией за евроинтеграцию - причем перестал таковым быть едва ли не через пару недель после начала. Евромайдан - это история о переизобретении не только культурных критиков, о чем шла речь в начале этого текста, но и о переизобретении украинского общества. Нужны новые подходы - к политике, к экономике, к образованию и, конечно же, к культуре.
Кто-то должен напомнить обществу, что культурная реформа так же важна, как и экономическая. Этим кто-то должен стать культурный критик, с чьей помощью общество сможет а) деконструировать старые механизмы управления культурной сферой и построить новые, б) артикулировать свежие смыслы, которых очень не хватает как на Майдане, так и в Украине, в целом остающейся носителем очень консервативной культуры. В этом новом мире, где не будет министра культуры, жалеющего снесенный памятник Ленину, но не говорящего ни слова сожаления о погибших людях, где музейные помещения не будут занимать силовики, где не будут разворовываться музейные фонды, и так далее и тому подобное, можно будет немного расслабиться. А пока что у нас впереди еще очень много работы.
Текст написан в рамках семинара культурной критики и репортажа "Культура 3.0".
Текст написан в рамках семинара культурной критики и репортажа "Культура 3.0".