Маленький принтер-герой
© Анатолий Белов, Катерина Мищенко- Екатерина Сергацкова
- 29 січня 2014
- 4253
Впервые маленький принтер почувствовал себя героем 1 декабря – в день, когда сообщество художников и дизайнеров организовало проект "Страйкплакат". Поводом стал жестокий разгон студентов силовиками с Майдана. Художественное сообщество спустя десять дней с начала протестной акции осознало, что это всерьез и надолго. Ситуация требовала осмысления. Инструментарий для рефлексии способно было дать искусство, а поскольку со времен появления литографии главным способом выражения гражданской позиции был плакат, то именно этот жанр и был избран как ключевой.
Тут стоит отметить, что революционные плакаты появились, несомненно, с первого же дня акции протеста, демонстрируя недовольство граждан решением властей отказаться от подписания ассоциации с Евросоюзом. Почти сразу же проявили себя и художники объединения "Жлоб-арт", которые создали собственные транспаранты, образно осмыслявшие происходящее: на них были изображены, например, черепа со словами "Угода або смерть" (отсылка к названию Союза вольных художников "Воля або смерть"). В то же время, участники объединений Р.Э.П. и "Худрада" вышли на Майдан в масках животных, манифестируя собственное отношение к событиям. Однако ни те, ни другие не предложили таких образов, которые бы приняла широкая аудитория. Возможно, они просто не были готовы к тому, чтобы их творения апрориировали. Возможно, им было достаточно совершить некий художественный акт, чтобы ощутить сопричастность к происходящему.
Авторы "Страйкплаката" предложили проект, работающий по принципу Википедии и других открытых ресурсов: любой мог скачать понравившийся плакат, распечатать его и использовать на демонстрации. Инициатива призвана дать возможность выразить свое мнение к происходящему всем творческим людям, используя плакат как средство. В этом есть и исследовательская функция, поскольку вы можете наблюдать за изменением идей в зависимости от событий. Мы делаем сообщество, в котором каждый может высказаться на актуальную тему", - говорил один из участников инициативы в интервью "Украинской правде". За пару дней "Страйкплакат" стал очень популярным: несколько тысяч "лайков" и "шеров" в фейсбуке. Open source попал в точку. Художникам наконец удалось сократить бездну, отделяющую их от «простого народа», дать зрителю то, чего он хочет. А зритель хотел перестать быть зрителем: он захотел стать участником. Как Википедия предоставляет неограниченный доступ к статьям, составленным пользователями, так и участники революции получили доступ к художественным образам, которые можно присвоить и распространять дальше. Маленькому принтеру дали шанс почувствовать себя героем.
Стремясь к универсальности образов, инициаторы проекта сознательно ушли от политических лозунгов, потому что любая партийная символика или лозунг, приписываемый той или иной политической силе, могли вызвать раздражение. Поскольку Евромайдан после событий 30 ноября был объявлен неполитической акцией, то отказ от партийной риторики был не просто уместен, но единственно возможен. Первым таким универсальным образом, появившимся на странице "Страйкплаката" в интернете, стала "кровавая Йолка" - реакция на силовой разгон студентов под предлогом установки на площади новогодней хвои. На народное вече, состоявшееся 1 декабря, многие вышли именно с таким плакатом. Также авторы проекта изобразили главных "врагов" демонстрантов в виде овощей и стилизовали портрет Януковича в духе плаката OBEY - вместо рестлера Андрей Джианта, прибавив к лозунгу "Повинуйся" вопросительный знак, который выражал неготовность протестующих смириться с действиями властей.
Создав серию "страйкплакатов" по "горячим следам", художники не остановились: почти каждый день на странице стали появляться новые образы, соответствующие меняющимся реалиям. Так, после штурма администрации президента на Банковой началась новая волна: авторы поставили вопросы о правовой защите тех, кого задержал «Беркут» - и тут же на плакатах возник образ Фемиды, держащей в руках вместо весов наручники.
Когда активисты партии "Свободы" свалили с постамента памятник Ленину, вектор "Страйкплаката" ушел в эту сторону: на плакат поместили фото отделенной от туловища мраморной головы вождя пролетариата, припорошенной снегом. Страница проекта стремительно пополнялась новыми картинками – принтер не успевал печатать партию плакатов с Януковичем, посаженным за решетку, как появлялись листовки, посвященные "титушкам". Витавшая в воздухе народная агрессия мгновенно трансформировалась в мемы. Через картинки "Страйкплаката" сторонники Евромайдана выпускали пар: художникам удалось настолько тонко сбалансировать иронию и серьезность, что эти плакаты стали выполнять в некоторой степени терапевтическую функцию.
Художники щелкали бурно развивающиеся события как семечки, все сильнее раздувая эго маленького принтера. Ежедневно на Майдане появлялись новые творения с хэштегом #Страйкплакат. Как только происходило какое-то важное событие – штурм Майдана беркутовцами 11 декабря, избиение журналистов и активистов, несправедливый суд – художники сразу же предоставляли рефлексию.
Поэтому вполне логичным стало исчезновение проекта из поля зрения в тот период, когда в революции началось относительное затишье. Отработанные образы горели уже без прежней силы, а вырабатывать новые смыслы оказалось нечем: как говорится в известном фильме, "электричество кончилось". Тогда на авансцену вышел дизайнер Илья Стронговский, который, выпустив в открытое плавание (так же, как и "Страйкплакат", в формате open source) открытки-плакаты с "евроелкой", "Ленинопадом" и музыкантом, играющим на пианино перед нарядом "Беркута", подвел черту под ключевыми символами акции протеста и в результате получил невероятный резонанс.
Единственным произведенным "Страйкплакатом" образом, который оказался крепче и шире всех остальных, стал плакат "Я – капля в океане, который изменит Украину". Этот адаптированный фразеологизм цитировали буквально все, а Майдан буквально расцвел каплями. Такую популярность можно объяснить тем, что визуальное исполнение оказалось максимально простым – голубая капля на желтом фоне, - и тем, что был выбран самый универсальный из всех возможных лозунгов, ведь с каплей в океане может сравнить себя каждый. Именно этот образ, повинуясь спросу, вышел за рамки плакатного жанра и зашагал по всем фронтам: "капля" появилась на футболках, на чехлах для мобильных (прибыль с продажи таких чехлов шла на поддержку Евромайдана) и на лайтбоксах, кажется, в большинстве украинских городов. Был даже создан сайт kraplya.com, присоединившись к которому через социальную сеть можно было увидеть свой портрет в "капле" и сгенерировать плакат с собственным лозунгом. "Капля в океане" стала брендом, который, вероятно, останется народным фаворитом в ближайшие несколько лет.
Однако у этого бренда не будет владельца. Кто создал "Каплю" и другие образы "Страйкплаката", неизвестно, и вряд ли сами инициаторы проекта смогут дать точный ответ на этот вопрос. По признанию одного из них, многие идеи возникали через коллективный мозговой штурм, работы создавались общими усилиями. Но есть и еще одно объяснение: инициаторы проекта изначально избрали тактику анонимности.
Отказавшись от претензий на авторство, они подчинили себя запросам общества, стали его инструментарием. Впервые за долгое время украинские художники проявили способность отстраниться от роли божественного творца, какую принято приписывать представителям искусства, и превратиться в ремесленника, который необходим здесь и сейчас. Пожалуй, такой тренировки не хватало художественному сообществу, ведь пришло время, когда идеи теряют индивидуальную идентификацию, а open source становится мировым трендом. Да и почти у каждого уже имеется маленький принтер, готовый к геройству.
Текст написан в рамках программы семинара культурной критики и репортажа "Культура 3.0".