Труд художника

© Brian Crumleykahidze5Алевтина Кахидзе, "Возможно, чудо!". Перформанс в публичном пространстве (продовольственный рынок в с. Крымское, 2012) в рамках программы городских преобразований "Праздник Генераций" Garage Gang Kollektiv. Отношусь ли я к труду художника как к труду, за который должны платить? И да, и нет. Я бы хотела, чтобы так и продолжалось... Неопределенность. Потому что труд художника сложно измерить. А когда появились художественные работы, которые можно ощутить только рецепторами кожи, стало еще сложней? Нет, наоборот, труд художника стал очевиден. Художники и художницы стали создавать что-то такое, что измерить оказалось еще сложней, чем их труд! Ну как измерить очертания гуляющего ветра в залах художественной выставки — работа Раяна Гандера "Мне необходим смысл, который я смогу запомнить (невидимая тяга)"? Но мы понимаем, что художник трудился, чтобы был ветер: едва заметный бриз, неуловимый, а не порывистый ветер. Уверена, эта идея у художника появилась не сразу, он сомневался, потом вышли все сроки, нужно было подбирать оборудование: как сделать ветер? В конце концов, работа была размещена в самых первых залах 13-й Документы в Касселе. Заходят зрители, а в залах ничего... Только ветер...

Но был ли труд художника Райна Гандера оплачен? Вероятно. Потому что для залов Документы? Потому что в Германии?! Но гонорары художникам не только в Германии, но и в Украине платят! Фундация ЦСМ выплатила гонорары участникам программы "ПОШУК", Garage Gang Kollektiv выплатил гонорары киевским художникам и художницам за участие в проекте "Праздник Генераций в Крыму"... О чем это говорит? Об отсутствии автономности художника и в Германии, и в Украине. А иначе вопрос об авторском гонораре не имел бы место. Художники, способные реализовать свои идеи без институций, в некотором смысле уподобляются им в вопросах: производства, коммуникации, и т.д. Вопросов об авторском гонораре у таких художников нет. Вопросы о гонорарах им просто некому задавать. Разве что самим себе? Можно говорить со зрителями об этом, конечно.

Серьезный разговор со зрителем

Они: - А мы, вот, ремонт сделали, и у нас столько пустых стен, не подаришь нам работу?

Я: - Я...?

Они: - Но ты же художница!

Я: - Что ж, после посещения пяти выставок, где будут мои работы (как раз достаточно, чтобы определиться, какую из них вам бы хотелось иметь на одной из ваших пустых стен), обещаю: мы вернемся к вашей просьбе. Но вам нужно посетить пять моих выставок. Вы же не были ни на одной?

P.S.: Уже на двух выставках побывали. Правда, ничего кроме меня говорящей не увидели. Осталось три выставки. С нетерпеньем жду нашего разговора. А пока у меня есть свои вопросы, и о гонораре в том числе.

Вопрос первый, и много других противоречивых

Если художественная работа уже существует, мыслительная и экспериментальная работа позади, гонорар художнику выплачен, значит, второй показ этой художественной работы должен быть безвозмездным? Допустим, в новых местах? И третий, и четвертый? Или все же нет, гонорар художнику выплатят? Потому, что гонорар – это всего лишь знак уважения к художнику? Или знак того, чтобы художник "продолжал" быть художником? Но как велики должны быть гонорары, чтобы художник "продолжал" быть художником? А как их просчитывать, гонорары – по часам (сколько времени художник работал), или по продолжительности перформанса, или по величине показанной картины? Должны ли отличаться гонорары художникам, которые выплачивает одна институция: известному художнику больше, начинающему – меньше? А может быть, перформеру больше, а живописцу меньше? Живописец может продать картину, а у перформера нет картин? Но перформеру и мастерская для хранения картин не нужна? А что значит, если художник отказывается от гонорара? В пользу другого художника? В пользу институции? Или художник не думает об этом – устал думать об этом, потому что труд художника сложно измерить? Но мысли все равно возвращаются, особенно если кто-то задает вопрос.

Искусство как подарок, или когда нет гонорара

"Что это у вас в обоях?" Я: "А это работа Аниша Капура, британского художника индийского происхождения. Он создает разного рода выбоины, иногда это идеальные дыры. Смотришь в них, а сознание как будто туда уходит... Сейчас его работы в ПинчукАртЦентре выставлены! Вот и у нас одна!" Не верят. По глазам вижу. И тогда я: "Это у моего мужа охотничье ружье выстрелило. Случайно! В советской школе учили ствол при любых обстоятельствах вверх держать. На уроках начально-военной подготовки. Он вверх держал, поэтому дырка только в обоях. Я выкрасила выбоину от случайного выстрела в терракотовый цвет..." По глазам вижу: гости предпочитают верить в версию номер один. Особенно, если они – иностранцы. Итак, ружье действительно выстрелило, мой муж вышел из кабинета полного пыли и сказал: "У нас дыра в стене. Сделай что-то с этим, пожалуйста". Я покрасила в терракотовый цвет, придумав, что я буду говорить, если будут спрашивать... Можно ли назвать все это художественной работой: и покраску выбоины, и мой подготовленный текст...? Думаю, да! Это работает с прошлым, это актуально для настоящего и важно для будущего, это имеет визуальную составляющую и метафоричность... Мы можем сказать: тут поработал художник, но я гонорара не получила. Я не предполагала и не жду... Кто должен гонорар заплатить? Мой муж, тот, кто чуть не пострадал смертельно и попросил меня что-то с той выбоиной сделать? Он же попросил (можно сказать, что он заказал) художественную работу? Возможно, он хотел, чтобы я выбоину заклеила? И никто бы об этом не узнал? Но я решила, чтобы знали! Ружья выстреливают! Или нужно у гостей попросить заплатить гонорар за просмотр этой работы? Но тогда я должна сказать им об этом: чтобы у них был выбор – задавать вопрос про дырку в обоях или нет? Я не думала об этом. Я думала, что же с той выбоиной сделать? Прошла неделя, идея появилась: покрасить выбоину в терракотовый (как у Аниша Капура, у него много терракоты в работах), и тот текст... Эту ситуацию я называю "ситуация "Подарок"" – это когда не думаешь (можешь не думать) о гонораре.