Онлайн-журналистика: эксплуатация заинтересованности

© styleofmoney.com

Наприкінці листопада 2010 року Фундація ЦСМ проводила міжнародний дискусійний проект «Kyiv Offline: Арт-критика в добу миттєвого доступу», адресований потребам виробити спільне розуміння можливостей і ролі критики сучасної культури та мистецтва у добу миттєвого доступу до інформації поміж критиками в Україні. Одним із результатів проекту стала добірка есеїв учасників проекту, які дискутували із теперішньою критичною ситуацією в країні.

КОРИДОР долучається до дискусії про роль мистецької критики і впродовж 2 тижнів публікуватиме частину текстів, створених після «Kyiv Offline». Збірка усіх текстів буде незабаром доступна на сайті Фундації ЦСМ.


Вроде бы это выражение  – «эксплуатация  заинтересованности» - принадлежит московскому куратору Дарье Пыркиной. В нашем случае это неважно: даже если Дарья предъявит копирайт, я успокою её, что за текст мне всё равно не заплатили. Зато в результате знакомства у нас может возникнуть крепкая дружба, из таких, что «дороже денег».

Что ещё, кроме дружбы, может быть дороже денег? Например, одно молодое онлайн-издание, сообщая, что «к сожалению, на начальной стадии (около 3 месяцев) участие в проекте будет возможно только на добровольных началах (без гонорара)», заманивает бесплатных сотрудников возможностью «бесплатного прохода на любые культурные мероприятия Киева и Украины».
Онлайн, вообще, дарит неограниченные возможности людям, которые хотят поделиться своими мыслями письменно и публично. Отныне у редакторов отсутствует необходимость втискивать разлогую мысль автора в газетные «четвертушки», «половинки» или даже «полосы».  Теперь полная демократия: пиши сколько хочешь, если кому-то будет интересно, так дочитают до конца, а нет – невелика беда, за тиражирование-то не надо платить.

В своё время на журфаке меня учили, что писать нужно, держа в уме стоимость квадратного сантиметра отпечатанной полосы издания. Буквально: зная стоимость бумаги, типографской краски, работы людей, занятых в процессе тиражирования – вычисли стоимость квадратного сантиметра газеты или журнала. Теперь посчитай, сколько влазит букв в этот квадратик. Гениальный метод! После таких манипуляций начисто улетучивается способность писать чушь и лить воду – хоть бы и на свою мельницу.

Длиннота же интернетовских публикаций порой просто раздражает. Ну да, основательно, глубоко, полноаспектно, но надо же учитывать реальность, в которой живут люди, у которых от компьютера сохнут глаза, кошмарится осанка, повышается статическое напряжение в шевелюре. Культура подачи материала предполагает в первую очередь удобство читателя и в самую последнюю – самовыражение автора.

Здесь парадокс: работая на ставке корреспондентом в газете или журнале, обычно мало задумываешься над тем, для кого ты пишешь. Твой читатель – это твой редактор, точка. Он один или два раза в месяц платит тебе за труд, совершается кругооборот энергии в природе, все довольны. Реакция более широкой публики на статьи интересует лишь самых честолюбивых. Их тщеславие радуется даже звонкам сумасшедших, которые шлют проклятия на их голову.

Но вот когда  становишься фрилансером, причём завязавшим отношения с онлайн-изданиями, причём – возьмём крайний вариант – культурной направленности, тогда-то и начинаешь всерьёз задаваться вопросом: а кто это всё вообще читает? Кому это нужно, твоя писанина? Ну ладно у печатного издания был свой миллионный тираж, и эти безликие миллионы как бы подразумевались за спиной редактора. А здесь? Какой «тираж» у сайта? Количество кликов на твою статью – нечто столь же эфемерное, как и твои гонорары, которые приходится выманивать у редактора разными запрещёнными способами.

Считается, что о  деньгах в связи с культурой  говорить некрасиво. Даже больше: заводя этот разговор, ты ощущаешь, что редактор свято уверен, что ты дочь или  жена олигарха, которой просто наскучило  сидеть дома. Что, даже напрямую спрашивая об оплате своего труда, ты играешь в какую-то свою утончённую игру, которая с реальной оплатой жилья и покупкой еды не имеет ничего общего. «Советские люди в булочную на такси не ездят», то есть о культуре в онлайн-проекты не пишут, словно бы хочет упрекнуть тебя замученный жизнью редактор. Ему выгоднее иметь дело со студентами, которые довольствуются «возможностью бесплатного прохода на любые культурные мероприятия».

В принципе, эта опция  «халявы» всегда привлекала молодых журналистов. Среди культурных обозревателей предыдущего поколения, «выписавшихся» даже до статуса авторитетов, до сих пор немалая часть людей, которых прельщает именно этот «натуральный обмен». Они с гордостью и с годами появившимся чванством сообщают тебе: я, мол, за свои деньги в театры / на концерты / на выставки не хожу/ заграницу на фестивали не езжу. Выходит, что и пишут-то они о тех событиях, которые хорошо финансово обеспечены. А острой их критика будет лишь в случае отсутствия приличествующего их статусу фуршета.

Мы же знаем эту насквозь лживую ситуацию. Постоянная игра со смыслами, отсутствие внутреннего  стержня невыгодно отличает нынешнюю арт-критику от того же некрасовского «Современника» или «Отечественных записок», или «Вестника Европы» позапрошлого столетия. Вот где велись полемики, участникам которых всерьёз было важно отстоять свою точку зрения, ибо в противном случае искусство пойдёт неверным путём и держава – погибнет! Белинский, Салтыков-Щедрин, Стасов – вот бы на чьей критике поучиться нынешним нашим «пенкоснимателям». По крайней мере, прочесть раз и испытать столь конструктивное чувство стыда…

Что-то ст?ящее не может вдруг возникнуть само по себе, на ровном месте – оно рождается  в определённом поле. А поле существует лишь тогда, когда его компоненты связаны взаимной реакцией, и создающей это плодородное напряжение, этот потенциал. Штиль, практически полное отсутствие напряжения в сети украинской арт-критики очевиден. Электрошоки 90-х дали лишь кратковременный результат. Надеяться на то, что «эксплуатация заинтересованности» принесёт свои плоды, тоже не приходится: уверенность журналиста, что статью в любом случае напечатают (потому что в онлайне места много, а гонораров данная форма не предполагает), для него как профессионала губительна. Я вижу выход только в капитализации этих изданий нового типа, поскольку лучшего критерия и индикатора нужности, чем финансовый, человечество пока не придумало.


Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676