Хотите стать арт-критиком? Заведите себе блог

© Flickr, Martin Canchola

Наприкінці листопада 2010 року Фундація ЦСМ проводила міжнародний дискусійний проект «Kyiv Offline: Арт-критика в добу миттєвого доступу», адресований потребам виробити спільне розуміння можливостей і ролі критики сучасної культури та мистецтва у добу миттєвого доступу до інформації поміж критиками в Україні. Одним із результатів проекту стала добірка есеїв учасників проекту, які дискутували із теперішньою критичною ситуацією в країні.

КОРИДОР долучається до дискусії про роль мистецької критики і впродовж 2 тижнів публікуватиме частину текстів, створених після «Kyiv Offline». Збірка усіх текстів буде незабаром доступна на сайті Фундації ЦСМ.

У понеділок, 24 січня, відбулась дискусія про те, «Якою має бути мистецька критика?», в рамках проекту «НА ПІДЛОЗІ» у Фундації ЦСМ.
Блоги – очень парадоксальная штука. Многим охота на них поругаться, мол, понабежало тут графоманов всяких, портят нам высококультурную, видите ли, журналистику, но эти же «многие» не брезгуют ни аккаунт в ЖЖ завести, ни на Фейсбуке о высоком побеседовать. Иначе не попадут в контекст и, не дай бог, пропустят какой-нибудь драгоценный фуршет или открытие выставки. Или и то, и другое одновременно.

О чем это говорит? Да о том, что писал бы Бурдье попроще, а люди были бы поумнее, все давно бы смекнули, что пресловутый веб 2.0, в силу которого общество нынче претерпевает любопытные изменения, – не выдумка империалистов и не подарок из соседних галактик, а вполне естественный феномен, являющийся к тому же логичным следствием развития человечества. И самое лучшее, что мы можем с ним сделать на данный момент – взять его на вооружение.

Спору нет, обилие текстов, которые продуцируются вследствие популяризации сервисов Livejournal или Blogspot, ошеломляет, равно как и уровень энтропии, которая ими порождается. Процент некачественных текстов вырос, но если мы спросим себя, откуда этот процент взялся, то единственно верным ответом будет: оттуда же, откуда берется ошеломляющее количество некомпетентных мнений, которые мы слышим в реальной жизни. Мы слышим, как люди увлеченно беседуют о политике в метро, возвращаясь с работы домой, как обсуждают фильм зрители, выходящие из кинотеатра, и так далее. Эти люди имеют возможность делать то же в блогах, не претендуя при этом на публикацию в «Нью-Йорк Таймс». Они множат интерпретацию и информацию, но при этом остаются все теми же членами социума, коими были до того, – работниками офиса, врачами, юристами, учителями, журналистами и так далее.

Если правильно относиться к блогам, рано или поздно тьма рассеется и помеж темного леса глупости и скоропалительных суждений можно будет выудить настоящие сокровища, выложенные в общем доступе и не заангажированные работой в том или ином издании. 

Ведение блога рано или поздно настраивает своего хозяина на особую оптику и способы самовыражения: со временем блоги, которые раньше были посвящены исключительно рефлексиям по поводу несовместимости своего внутреннего мира с жестокой реальностью, становятся местом, куда новоявленный писатель выплескивает частицы своей профессиональной деятельности. Так, за пять лет моего собственного пребывания в ЖЖ, к примеру, я практически перевела свой блог из режима «персональный» в режим «полупрофессиональный». То же произошло и с моими многочисленными виртуальными друзьями, чье развитие я наблюдаю через призму LiveJournal. 

Это можно объяснить элементарным взрослением, конечно, но есть еще один момент: в процессе блогерства человек начинает воспринимать его не просто как отдушину, куда можно выплеснуть все накопившееся за день, а как инструмент для медиа-деятельности. Иными словами, блогер начинает не просто писать, а писать именно так, чтобы его поняли читатели, он воспитывает себя и оптимизирует способы самовыражения таким образом, чтобы сообщение достигло адресата и было прочитано во френдленте его друзей. Именно прочитано, а не пролистано. Для этого, конечно, должно пройти несколько месяцев или даже лет.

Как можно использовать умение самовыражаться онлайн в сфере журналистики и арт-критики? 

К сожалению, на данный момент ситуация в Украине такова, что сфера, где должна быть арт-критика, занята несметным количеством откровенно нечитабельных текстов, которые не имеют ничего общего с понятием «критика». То есть искусство критикуют люди, которые в большинстве своем не являются ни плохими журналистами, ни бездарными писателями. Они – всего лишь люди, которым все равно, прочитают их или нет. С позиции высокого искусства такое кредо заслуживает уважения, но наша медиа-среда, к сожалению, ни на йоту не приближается к тому, что можно назвать «искусством критики». 

Поэтому в данной ситуации единственно приемлемая позиция для критика, на мой взгляд – это позиция транслятора тех идей и смыслов, которые продуцируются в искусстве (не только украинском, но и мировом). При этом критик в нашей стране, к сожалению, должен быть всеядным, потому что если он не объяснит, почему фильмы с Камалией – пошлая безвкусица, то никто не объяснит.

На мой скромный взгляд, ведение блогов могло бы стать панацеей, которая избавит украинское журналистское пространство от засилья парадигмы «текст ради текста». Опытный блогер знает: написанный и отправленный в сеть текст уже перестает тебе принадлежать, он прочно оседает в кэше Гугла, откуда его можно выудить в любой момент. 

Как ни странно, именно веб 2.0 дает лишнее подтверждение тому, что «написанное пером не вырубишь топором», а автор несет ответственность за написанное. Это, во-первых.

Во-вторых, ведение онлайн-ресурса, посвященного искусству (да и не только искусству), дает его создателю четкое понимание одной простой вещи: для того, чтобы выжить в сети и нажить как можно большее количество вменяемых читателей, нужно соответствовать двум пунктам (можно по отдельности, но лучше вместе): актуальность и оригинальность изложения.

С актуальностью все не так просто, как может показаться на первый взгляд. В интернете новости распространяются с невероятной скоростью, и лишь от вас зависит, будете ли вы среди первых, кто эту новость сообщит и проанализирует. Если же вы рискнете и наплюете на актуальность, вам придется компенсировать это именно оригинальностью подачи материала.  Имея в распоряжении хорошего автора (а лучше не одного), который умеет написать так, что даже о событии месячной давности будет интересно читать, вы вырываетесь вперед, на полкорпуса оторвавшись от вереницы других ресурсов, предлагающих почитать о том же событии. 

Можно заметить, что все вышеизложенное – избитые и очевидные истины, которые знает каждый. Тем не менее, наблюдая за критическим процессом в Украине, как онлайн, так и оффлайн, можно сделать вывод, что все-таки не всем о них известно. Не все знают, что читать исключительно о премьерах в театре им. Леси Украинки – неинтересно, а наблюдать за тем, как незрелые умы, чье эстетическое образование далеко от совершенства, пытаются осмыслить современный театр – очень печально. 

В силу всего вышеперечисленного могу лишь отметить, что сегодняшняя ситуация с арт-критикой в Украине находится в подвешенном состоянии, при котором молодым авторам и от ведущих изданий отрываться не хочется, и от их редакционной политики зависеть – тоже. У меня нет сомнений в том, что новое поколение журналистов и арт-критиков, в частности, придет не с журналистских факультетов, а из блогосферы, где система естественного отбора работает так же, как и везде. Группа тех, кто пишет хорошо и получает от этого удовольствие, превратится в тех, кто сможет делать онлайн-проекты и продвигать их на уровне с современной украинской прессой. 

Единственный вопрос – сколько для этого понадобится времени, воркшопов и аналитических статей-манифестов, вроде той, которую вы заканчиваете читать. Надеюсь, не так уж и много.


Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676