Включите свет

© Flikr/ The Art Gallery of Knoxville

Наприкінці листопада 2010 року Фундація ЦСМ проводила міжнародний дискусійний проект «Kyiv Offline: Арт-критика в добу миттєвого доступу», адресований потребам виробити спільне розуміння можливостей і ролі критики сучасної культури та мистецтва у добу миттєвого доступу до інформації поміж критиками в Україні. Одним із результатів проекту стала добірка есеїв учасників проекту, які дискутували із теперішньою критичною ситуацією в країні.

КОРИДОР долучається до дискусії про роль мистецької критики і впродовж 2 тижнів публікуватиме частину текстів, створених після «Kyiv Offline». Збірка усіх текстів буде незабаром доступна на сайті Фундації ЦСМ.

У понеділок, 24 січня, дискусія про те, «Якою має бути мистецька критика?», відбудеться «НА ПІДЛОЗІ» у Фундації ЦСМ.
В то время, как я пишу эти строки, «Kyiv Offline» уже подошел к концу и (надеюсь) оставил всех нас, участников, в раздумьях о судьбах современной арт-критики в Украине. В попытке осмыслить все сказанное на конференции я порассуждаю на тему возможных препятствий, которые могут стать на пути гипотетической платформы для украинской арт-критики. Для данного материала я выбрал три главные проблемы, которые должны быть решены для успешности такого проекта. Порядок, в котором эти проблемы представлены, случаен, так как они одинаково важны и взаимосвязаны.

Начнем с того, что наша платформа, помимо своей роли авангарда либеральной мысли, должна мотивировать участие журналистов. И я вижу адекватный гонорар, как единственно возможный инструмент такой мотивации. Мы не можем игнорировать тот факт, что немногие профессиональные украинские арт-критики могут позволить себе писать только во благо распространения знаний, общения с единомышленниками или шанса свободно высказывать свои мысли. DIY-дух и утопизм интернета существовал слишком долго (наверное, со времен киберпанк-романов 80-х), чтобы до сих пор захватывать умы украинских арт-критиков и мотивировать их участие в полноценных онлайн-проектах на чистом энтузиазме. Для тех из нас, кто зарабатывает своими текстами, писать бесплатно для кого бы то ни было - непозволительная потеря творческой энергии, которая помимо всего прочего может быть направлена не только во благо постоянно развивающейся украинской арт-сцены.

К сожалению, несмотря на то, что ниша открыта, немного украинских сайтов о культуре могут позволить себе платить гонорары фрилансерам. Конечно, мы можем говорить (и даже собирать конференции) о востребованности левацки настроенных партизан в толпе арт-тусовщиков, которые будут писать суровые отчеты, а взамен получать положительную карму. Но, положительно покивав какому-нибудь страстному проповеднику лево-правой дихотомии, мы все равно возвращаемся к своим мыслям о гонорарах и лаптопах Apple. Несмотря на то, что нет ничего плохого в том, что глаза ваши - в пелене левых лозунгов, как нет ничего плохого в желании гонораров и лаптопов Apple, единственным возможным выбором для несчастных арт-стартапов остается удовлетворение жажды публикаций местных магистров и аспирантов. Но ведь основная цель - создать платформу для всех.

Авторские гонорары приводят нас к важной проблеме, которая встает перед любым изданием, цифровым и печатным, - финансирование. Как и в любом другом проекте, организаторы данной платформы должны подумать о ее позиционировании. Тут есть несколько сценариев. В первую очередь, получение грантов местных и международных институций, что позволяет оставаться в комфортной независимости, а также отвечает требованиям DIY-эстетики. И все же, жить с грантов означает пребывать в страхе неполучения очередной дотации и, как следствие, заморозки проекта.

Кроме того, возможен сценарий интеграции с частным медиа-холдингом, что было успешно реализовано похожими платформами, такими как российский OpenSpace.ru. С другой стороны, для того, чтобы проект показался привлекательным инвестору, нужно какое-то время и определенное количество кликов в день.

Ну и напоследок, платформа может остаться независимой и получать деньги от рекламы и спецпроектов, что позволит сохранить редакционную свободу и качество материалов.

Помимо денежных вопросов, которые я, возможно, не являясь достаточно левым, упомянул первыми, существуют другие важные проблемы, с которыми придется столкнуться подобному проекту. Давайте представим на минуту, что финансирование было найдено и наша платформа технически готова к работе. Это все еще не означает, что у нас есть качественные материалы. Дело в том, что во всей Украине, наверное, не больше профессиональных арт-критиков, чем, скажем, в нью-йоркском СоХо в 1960-ые.

Арт-критика в Украине, как было не единожды сказано и подчеркнуто во время конференции «Kyiv Offline», сегодня напоминает что-то вроде хобби. Для многих быть арт-критиком значит быть арт-критиком в дополнение к основному месту работы. Вся эта затея с арт-журналистикой не воспринимается серьезно мейнстрим-изданиями, так как считается слишком сложной и непопулярной для широкой аудитории.

В этой атмосфере, заряженной хорошей долей DIY-энтузиазма, общее качество письма достаточно естественным образом падает. Потому создатели этой гипотетической платформы будут вынуждены взращивать своих будущих контрибьюторов. А так как образование - дело не одного дня, наша платформа может потерять драгоценное время пока те, кто должен быть ее голосами, найдут свои голоса.

Несмотря на то, что комплекс проблем, описанный выше, выглядит немного депрессивно, всегда существует место для инициатив. Украинские арт-критики похожи на группу людей, которые хотят что-то найти в большой темной комнате. Они ходят кругами, толкаясь, отчаянно пытаясь разглядеть что-то в кромешной тьме. И это будет продолжаться, пока кто-то не включит свет. Проблема в том, что кроме нас никто это не сделает.


Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676