Белые пятна Юга

© Big Idea149590 458834583675_465503_nПроект "Праздник генераций", Херсон. О культуре на юге Украины невозможно говорить без боли. Это бледное пятно на теле украинского искусства. Явление, которого нет. Нет, не так. Культура - есть. Художники – есть. Нет актуального культурного пространства, нет поля взаимодействия, на его месте - пустоты. Художник не может существовать без пространства. Когда говорят, например, о Харькове как о культурной столице Украины, с этим невозможно спорить: здесь есть сложившаяся художественная среда. Здесь есть мощная школа фотографии во главе с Борисом Михайловым, есть художественная академия, выпускающая молодых героев современного искусства, здесь есть  музыкальная традиция. Что на это может сказать Юг? Юг многозначительно молчит.

Арт-среда развивается там, где есть для этого предпосылки, не в последнюю очередь – экономические. Все города Южного региона заняты в трех основных сферах экономики: промышленность, торговля, туризм. Херсон, Николаев, Одесса и Севастополь – портовые города, центры судостроения, металлургической и химической промышленности, важные торговые пункты. Крым в целом – главный туристический регион страны, здесь туризм приносит бюджету большую часть дохода. Кстати, туристический фактор мог бы сыграть важную роль в развитии современного культурного пространства, но почему-то из всех южных городов это достаточно хорошо удалось лишь Одессе.

Можно было бы сделать простой вывод: причина отсутствия современной культуры в этом регионе – в бедности. Но это не так. Крым с его огромным туристическим потоком далеко не самый бедный, да и Херсон с Николаевом не голодают. Проблема в другом. В 2010 году в Перми состоялось важное событие – выставка "Если/Якщо/If", посвященная главным деятелям актуального искусства Украины. Проект был знаковым, он подвел некоторые итоги развития искусства в стране и позволил сделать вывод о том, что Украина чрезвычайно богата талантами. Как сказала тогда Екатерина Деготь, "у нас (в России – прим. авт.) искусство поросло жирком, в Украине же ситуация более живая, более острая". Юг тоже был представлен на выставке.
Так что же происходит на Юге?

Одесса. Пожалуй, именно в Одессе художественная среда наиболее активна. Кроме того, Одесса – самый крупный город в Южном регионе и третий в Украине, процесс развития культурной среды здесь идет быстрее. В 2008 году в Одессе появился один из первых в стране официальный Музей современного искусства. В 2009 году на базе бывшего промышленного здания образовался творческий кластер "Чайная фабрика", который к сегодняшнему дню сформировал свое художественное движение в городе, постоянно наполняя его массой актуальных арт-событий. Появилась галерея "Желтые великаны" при Художественном музее, в которой также реализуются интересные проекты. Правда, по мнению куратора "Чайной фабрики", художницы и архитектора Марии Гончар, и этого оказывается мало. Среди проблем одесской арт-среды она называет непонимание и недостаточную информированность людей – городских обывателей и даже самих участников культурного процесса, локальных арт-тусовок, которые практически не контактируют между собой.

Николаев. Территориально самый близкий к Одессе город называют «городом корабелов», однако корабельная эстетика давно себя изжила: корабли тут (по сравнению с советскими масштабами) практически не строят, а развитием культурной жизни занимаются уже не аристократичные жены морских генералов, а некая однородная серая масса чиновников. В Николаеве нет музея современного искусства и нет арт-центров – вместо таких пространств здесь всегда строили заводы.

Художникам приходится довольствоваться одной-единственной достойной галереей "На Спасской, 45", где с 2002 года выставляются довольно известные в Украине николаевские художники - Дмитрий Молдованов и Рустам Мирзоев. Правда, если примитивист Молдованов регулярно выставляется в родном городе, то персональных выставок концептуальных индустриальных полотен Мирзоева город не видел с 2007 года, в основном их видят в Киеве и Москве.

Недавно Николаев открыл для себя студента Национального университета кораблестроения Сергея Мельниченко, который создал серию снимков о молодых легкоатлетах "Шварценеггер – мой кумир". Сергея уже знают не только в Украине, но и в Лондоне, где он в 2012 году выставил своих атлетов в рамках проекта The Cult of The Body. В Николаеве он ни разу свои работы не показывал.

Херсон. Когда в арт-среде заходит речь о херсонском искусстве, в смысловой связке возникают в первую очередь две фамилии: Волязловский и Афанасьевы. Художественная группа «Тотем» образовалась в середине 90-х вокруг "мозгового центра" - Елены и Максима Афанасьевых, которые объединили вокруг себя «альтернативную» художественную тусовку Херсона. Именно они основали фестиваль современного искусства Terra Futura, где ежегодно реализуются смелые уличные и выставочные проекты. Они же "открыли" Полину Райко – жительницу Цюрюпинска, которая в 70 лет начала рисовать безумные примитивистские картины в своем доме, превратив его в недвижимое произведение искусства.

Они же помогли "раскрыться" Стасу Волязловскому, который до "Тотема", по словам Афанасьевой, "учил детей лепить из глины зайцев", а спустя несколько лет стал "подвижником дуп-арта" и "показал голую задницу всему миру". Провокационный политический "шансон-арт", придуманный херсонским художником, довольно быстро получил признание: в 2009 году Волязловский принял участие в основном проекте третьей Московской биеналле, который стал самой посещаемой выставкой в истории современного искусства в России, в 2010-м – получил премию Малевича, а в 2012-м стал участником первой Киевской биеналле. Однако ни о Волязловском, ни о "Тотеме" большинство херсонцев понятия не имеют, зато их знают за пределами города и страны.

В Херсоне так же, как и в Николаеве, очень мало мест, где актуальные художники могли бы выставлять свои работы. Их было мало и десять лет назад, и именно поэтому, вероятно, в 2004 году Вячеслав Машницкий, прославившийся своим политическим гиперреалистическим проектом "Эволюция поцелуя", создал первый частный музей современного искусства Херсона. Музей располагался прямо у него дома, в небольшой двухкомнатной квартире, и принял немало громких выставок, в том числе с участием Волязловского и "Тотема".

Крым. Спустившись вниз по карте, к самому южному региону страны, мы видим уникальную пропасть между потенциалом и реальностью. Когда в 2012 году журнал «Фокус» в рейтинге самых культурных городов Украины отдал Ялте первое место, задвинув практически в хвост Харьков и Киев, у многих это вызвало недоумение. В Ялте 44 музея, но нет ни одного музея или центра современного искусства. 

Однако печальнее обстоят дела в столице Крыма – Симферополе, где музеи можно пересчитать по пальцам, а единственный арт-центр ("Карман"), выросший из студенческой театральной студии, вынужден был в конце прошлого года по финансовым причинам переехать в отдаленный район города и стать снова просто театром (и изредка – концертно-презентационной площадкой). А когда-то именно "Карман" показал Симферополю выставку Евгении Белорусец "Своя комната".

В 90-х годах в Симферополе развивалось "Товарищество современного искусства", в которое входили в числе прочих график Виктор Бабанин и фотограф-концептуалист Александр Кадников, который, пожалуй, является одним из самых известных сейчас крымских деятелей актуального искусства (в 2012 году принял участие в киевской Биеналле). Из новых крымских художников в Украине и за рубежом звучит лишь Анна Быкова (правда, повсюду ее называют "харьковской", поскольку в последнее время она учится в Худпроме) и стрит-артист Алексей Кислов, живущий и работающий в Севастополе.

Кстати, именно Севастополь называют самым перспективным городом Крыма, где сейчас зарождается интересный арт-процесс. Но процесс этот двоякий: с одной стороны, молодая художественная тусовка, сформировавшаяся вокруг онлайн-журнала Bric-a-Brac, а с другой – закаленная "старая гвардия". Стоит вспомнить скандальный перформанс TanzLaboratorium "Безголовые" в рамках проекта "Спорная территория", когда на "Худсовет" ополчилась местная творческая «элита». Но такие столкновения – как раз верный шаг на пути к осмыслению и развитию, и таких контактов должно быть в разы больше.

Специфика украинского Юга такова, что актуальные художники, в отличие, например, от харьковских коллег, у себя дома не выставляются, предпочитая выставочные площадки Киева, Москвы и других европейских столиц, тем самым в пространстве южных городов создается и поддерживается вакуум консервативности.

Казалось бы, назвать причину этого явления легко: недоразвитость информационного поля в регионах, отсутствие интереса у самой провинциальной аудитории, извечная пропасть между художником и окружением… Но перед нами – примеры Харькова, Киева и той же Одессы, где так или иначе происходит взаимодействие художника и местной среды, где так или иначе, на замкнутой территории отдельного города, развивается актуальное искусство и идет процесс культурного взаимопроникновения.

Города с развитой арт-средой объединяет наличие независимых арт-площадок – галерей, современных выставочных центров, где существует возможность реализовать свои замыслы и донести их до городской аудитории. Города Юга объединяет то, что таких полноценных площадок нет. Замыслам негде реализовываться, а аудитории некуда идти. Отсюда – творческий вакуум, культурный диссонанс.

Если бы такие арт-центры появились, то они, вероятно, взяли бы на себя, помимо выставочной, ещё и образовательную функцию, поскольку в городах с низким уровнем интереса к культуре необходимо не только показывать искусство, но и рассказывать о нем. Эти арт-центры сочетали бы в себе экспозиционное пространство, лекционный зал, открытую мастерскую и театрально-музыкальную сцену. Вокруг таких платформ смогли бы формироваться сообщества актуальных художников из числа уже известных в стране арт-деятелей и выпускников художественных институтов, каковых, кстати, в южных городах хватает. Таким образом, появился бы культурный диалог, который мог бы положить начало новой арт-среде.

Альтернативой дорогостоящим арт-центрам могут стать домашние музеи. Но при этом важна их открытость и лояльность к разноплановым творческим тусовкам. Также можно использовать для выставок и пространства торговых центров, как это сделала симферопольская художница Наталья Шалошвили – выставка её илюстраций проходила в местном ТЦ.

В южных городах заложен огромный потенциал событийного арт-туризма: регулярное проведение фестивалей современного искусства и арт-резиденций действительно может спасти Юг от культурного запустения. Такие примеры уже есть: в Херсоне – Terra Futura, в Крыму – "Джаз-Коктебель", арт-резиденции в Гурзуфе, Алуште, коктебельском Доме-музее Волошина. Николаев обладает неплохим потенциалом для создания в индустриальных зданиях лофтов и фестивалей на их базе; такой опыт уже есть в Крыму, где в бывших военных штольнях дважды проходил фестиваль современного искусства "Балаклавская Одиссея".

Стоит помнить, что актуальное искусство создается "снизу", а значит, участники культурного процесса должны сами позаботиться о развитии своего региона. Так что пора бы уже начинать закрашивать бледное пятно на теле украинского искусства чем-то более ярким.

Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676