Путешествие на край бездны

jalynkaКадр з фільму "Ялинка" кінопроекту "Вавілон-13" Новорожденному украинскому кинопроекту “Вавилон-13” хочется сразу выдать кредит доверия: на первый взгляд кажется, что украинские режиссеры выглянули из-под своего панциря и готовы ко встрече со зрителями, и от этого в воздухе витает радостное ожидание. Режиссеры выбрали наиболее открытую форму существования – “Вавилон-13” выкладывает результаты своей работы в открытый доступ и ожидает фидбэка непосредственно от зрителей, собирая деньги на полный метр на платформе Спильнокошт. хотя мне бы, например, хотелось больше нарратива.

К слову, отсутствие собственного, не навязанного обстоятельствами, нарратива - это проблема, с которой украинские режиссеры борются (или не борются) уже который год. Об этом сигнализируют три самые успешные работы “Вавилона-13” – “Ре минор в Киевсовете”, “Стыд” и “Мы есть”. Это, фактически, съемки художественных перформансов, которые не потеряли бы свою ценность, не будь возле них кинокамеры - девушка играет на пианино в здании Киевсовета, другая девушка поет для бойцов, охраняющих Администрацию президента, и несколько студентов читают этим же бойцам стихи поэтов Расстрелянного возрождения. Перформанс из “Стыда”, например организован самими кинематографистами, не перенесшими, к сожалению, всей его красоты внутрь кадра.

Концентрация на положительных моментах революции, поддержание духа в зрителях, стоящих с режиссерами по одну сторону баррикад, тот факт, что режиссеры вообще не остались в стороне от событий в Киеве, а ринулись в бой вместе со всеми – все это, безусловно, заслуживает уважения и признания. Я лично снимаю шляпу перед всеми, кто участвует в “Вавилон-13” и жду большого (надеюсь, что он все-таки будет полнометражным) фильма о Майдане.

Но есть вещи, перед которыми нельзя останавливаться, скромно топчась на краю пропасти. Этот – вполне объяснимый – страх режиссеров заглянуть в бездну украинского протеста, со всеми его противоречиями и травмами, страх подняться над баррикадами и увидеть происходящее не так, как его видят другие, страх потерять зрителя, очарованного прекрасными кадрами работ “Вавилона-13”, может сыграть с его создателями злую шутку.

Майдан развивается и зрители “Вавилона”, активисты революции, если это можно так назвать, – вместе с ним. Радужный флер перемен спадет, действие адреналина в крови закончится, и все – закономерно – начнут задаваться вопросами. Для украинских режиссеров будет лучше, если они зададут эти вопросы первыми. Тогда хотя бы будет понятно, зачем в Украине существует кино.

Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676