Здоровое сердце Донбасса

© izolyatsia

С того момента, как «ИЗОЛЯЦИЯ. Платформа культурных инициатив» впервые заявила о своем существовании, прошло чуть меньше года. Эта институция открылась в городе Донецке в конце сентября 2010 проектом Адама Нанкервиса «Изоляция 2.0» и конференцией «Культурная конверсия: новая жизнь индустриального прошлого. Уже тогда проект впечатлил размахом и амбициозностью, даже несколько пугающей и нарочито искусственной, учитывая не богатое на культурные инициативы место его расположения.
Весь этот год я внимательно следила за реализуемыми там проектами и исправно посещала все, что было представлено на суд зрителей. Даже успела принять участие в их образовательной программе, и каждый раз была неизменно приятно удивлена уровнем проведения всех мероприятий. Команда «Изоляции» оказалась очень последовательной в осуществлении всех заявленных программных целей.  Настолько все у них правильно, что невольно закрадывается подозрение, будто они действуют по какому-то хитроумному учебнику слаженной и правильной организации работы арт-институций, о существовании которого известно только им. Тут все грамотно, четко, вовремя, стильно, с чувством меры и – внимание! смертельный номер – с  очень трепетным и пиететным отношением к своему зрителю/слушателю.

При первом приближении (впрочем, при втором, третьем, четвертом и всех последующих – эффект будет тот же) «Изоляция» выглядит как некое нездешнее образование, аналогов которому в Украине днем с огнем не сыщешь. Судите сами: меценат-основатель, не жалеющий средств на проекты институции и не стремящийся на них ловко подзаработать; местная команда умных и прогрессивно мыслящих культурных менеджеров; английские архитекторы, озабоченные максимально возможным сохранением облика бывшего индустриального объекта; стратегия развития, включающая экологическое направление и ориентированная на активизацию местного сообщества; экскурсоводы с горящими глазами, влюбленные в то, о чем они самозабвенно рассказывают. Вот далеко не полный перечень вызывающих однозначное одобрение моментов. При этом, понимая и принимая все это как данность, не перестаешь искать скрытый подвох. И таки находишь его. 

Не в работе самой институции, но в том диссонансе, который она создает своим присутствием в действительности все еще слишком советского города Донецк. И в той мифологии, которой она осознанно или бессознательно потворствует реализуемыми художественными проектами. Нужно сказать, что в контексте культурной жизни города название «Изоляция» выглядит даже слишком символичным. Оно досталось новообразованной платформе культурных инициатив «по наследству» от завода изоляционных материалов, на территории которого она находится. Но сегодня оно звучит едва ли не пророчески.

Донецкая «Изоляция» походит на  культурное гетто, где все утрированно правильно, все «так, как должно быть», и в этой утрированности есть что-то хирургически отстраненное. Будто новое здоровое сердце пересадили в потрепанный и уставший организм, который только выглядит бодрым и ухоженным, благодаря многочисленным пластическим операциям.

Оказываясь на улицах Донецка, пожалуй, как нигде в Украине понимаешь, что советское прошлое никуда не делось – оно тут, с нами. Тот же пафос провинциального, но богатого города, только теперь об этом богатстве кричит не архитектура и убранство муниципальных зданий, а множество фешенебельных сооружений, в названии которых значится слово «Донбасс»: бизнес-центр «Донбасс-Плаза», грандиозный стадион «Донбасс Арена», выставочный центр «АртДонбасс» и т.д.  Добавить ко всему этому довольно скверное представление о красоте и достатке, а также способах их демонстрации - и вы получите облик современного Донецка. 

Есть тут еще одна ощутимая особенность, которой я не встречала больше нигде – это подчеркнутое культивирование значимости региона, или даже не значимости, а скорее показной гордости за производственную мощь Донбасса и за людей в оранжевых касках, которые ее создают. Для меня, человека, сознание которого формировалось в независимой Украине, где о жизни шахтеров рассказывают только в новостях и только с негативной коннотацией, – такая идеологическая программа города выглядит даже чересчур лицемерно. Именно потому мне показался поразительным тот факт, что люди, живущие тут, продолжают не только праздновать, но и совершенно искренне поздравлять друг друга с Днем шахтера, который, кстати, совпадает в Донецке с Днем города (или это только в этом году, по случаю приезда президента…).

Как все эти туристические наблюдения касаются праздника искусства, который всем нам устроила «Изоляция»? Самым непосредственным образом.  Потому что вопрос, который я задавала себе во время знакомства с проектом «1040 метров под землей», был следующим: имеют ли все эти люди право на подобную неоправданную, с моей точки зрения, а значит и показную гордость? Не держатся ли они за мифологию прошлого, потому что без нее  настоящее выглядит пугающе безнадежным?  Не является ли этот проект такой себе реставрацией советской пропаганды, лишенной своей главной составляющей – действительно мощной и работающей тяжелой промышленности?

Автор проекта Цай Гоцян – китайский художник откровенно левых взглядов, который не скрывает, что одним из двух людей, сильно повлиявших на него в жизни, был Мао Цзэдун, а вторым – его бабушка. Он уже довольно продолжительное время живет в Нью-Йорке, где создал маленькую «мануфактуру» по производству искусства, которой в настоящее время является его студия. Но при этом все еще общается с публикой только через переводчика, который ретранслирует его мысли высказанные на китайском. Согласитесь, более идеальной кандидатуры для реализации проекта в Донецке представить себе сложно.

Сам проект представляет собой две отдельных инсталляции, находящихся в разных зданиях бывшего завода ИЗОЛЯЦИЯ. Первый из них носит название «Памятники на плечах» - это 27 уникальных портретов шахтеров из двух донецких шахт - угольной и солевой.  Уникальность их состоит, прежде всего, в том, что они являются продуктом совместного коллективного творчества Цая Гоцяна, 18 местных художников и нескольких десятков волонтеров, помогавших в поджогах, демонстрировавшихся в прямом эфире в интернете.  
Методология их создания напоминает магический ритуал.

Перед тем, как приступить к выполнению проекта, художник пожелал самостоятельно спуститься в шахту на глубину 1040 метров и пройти путь, который ежедневно проходит ее работник. По словам организаторов, это произвело на него очень сильное впечатление, хотя вряд ли в мире найдется хоть один цивилизованный человек, который останется равнодушным к нечеловеческим условиям труда. После этого 18 донецких художников сделали портреты поднявшихся из забоя шахтеров в своей индивидуальной манере, которые затем перенесли на большие холсты. Затем за дело взялся мэтр. 

Цай Гоцян создает свои произведения порохом, как бы в сотрудничестве с естественными силами природы. Художник нашел способ укротить и приручить огонь, заставляя его работать на себя, перенося на холст самые технически сложные для воплощения образы. Такое мастерство, согласитесь, не может не поражать воображение даже самого искушенного зрителя. Почему-то мне вспомнился старый призыв Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». 
 
Экспозиция в здании «Изоляции» представила собой две насыпи – одна из соли, другая из угля (между прочим, самой дорогой его разновидности, химическая формула которого идентична формуле бриллиантов).  Портреты, выполненные в сложной технике пороховых поджогов, установлены на поверхностях этих насыпей в специальных рамах. Такие же рамы использовались в советских пропагандистских парадах, только тогда в них размещали портреты вождей. 

Несмотря на очевидный героический пафос и преклонение перед нелегкой профессией шахтеров, их тяжелым трудом, реалии украинской действительности заставляли меня воспринимать эти насыпи с портретами не иначе как символические курганы с похороненными в них надеждами на реальное, а не символическое возрождение промышленной мощи. Может быть, так произошло потому, что звук, который издает шахтерская каска, ударяясь об асфальт перед Кабинетом министров в Киеве – мое единственное детское воспоминание о шахтерах.

Наблюдая, во что превращается сегодня Украина, не без участия выходцев из донецкого региона – у меня просто физически не получается верить, что шахтеры, изображенные на портретах в «Изоляции», могут быть ее героями. Они действительно герои, но, увы, уже не в коллективном бессознательном украинцев, а в каждодневной реальности своих семей, ради которых они профессионально рискуют своей жизнью. У новой страны –  уже давно другие герои  – например, кокетливо взирающие с обложек глянцевых журналов и новейших образцов масляной живописи в дорогих золоченых рамах игроки футбольного клуба с одноименным названием. 

Второй презентуемый проект Цая Гоцяна называется «Колыбельные». Он представляет собой инсталляцию из девяти вагонеток, предназначенных некогда для перевозки угля, а сегодня превратившихся в артефакт. Выстроенные в диагональ в сгоревшем заводном цеху и раскачивающиеся как колыбели, каждая из них «взращивает» свой образный ряд  – культура, война, отношения, любовь, смерть. Тут все разнообразие и течение жизни, ставшее возможным благодаря индустриализации. Ностальгический пафос высказывания Цая Гоцяна очень искренний, он легко считывается, и меня он на самом деле трогает, но, к сожалению, не убеждает. Возможно потому,  что все это происходит в здании бывшего завода, работники которого к созданию этой инсталляции приложили усилий больше, чем сам художник. 

Наверняка все это звучит несколько цинично с моей стороны, ведь на самом деле проект «1040 метров под землей» - очень честно сделанный проект, которым и организаторы, и его автор гордятся вполне заслуженно. Но, возвращаясь к тому вопросу, который тревожил меня во время посещения выставки, я, к сожалению, не могу найти ему оправдание в реалиях современной Украины. Слишком велико несоответствие, которое настоящее искусство не может позволить себе не замечать или замалчивать. Для человека, знающего о существовании серий «Донбасс-шоколад» Арсена Савадова и «Донбас – країна мрій» Виктора Марущенка, которые смогли зафиксировать болезненный ноющий разлом идеологии и реальности, прошлого и настоящего – проект Цая Гоцяна неизбежно будет выглядеть поверхностно-наивной реставрацией мифологии индустриального прошлого.


Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676