Коллекция по дешёвке

© Алина Сандуляк
Вадим Найдюк "Медитация" (2010), фото с экспозиции

KORYDOR продовжує серію текстів молодих арт-критиків, які публікуватимуть свої перші рецензії. Якісної критики має бути більше – ми відкриті для дискусій.

За последние пару лет художественная обстановка в Киеве стремительно стала преображаться в лучшую сторону. Многочисленные организации выставки дискуссии, лекции, воркшопы, artist talks по своей значительности иногда вводят в ступор: куда бежать сначала? Порой на один вечер приходится три-четыре мероприятия. Но среди всех этих культурных инициатив лишь немногие, к сожалению, могут гордиться действительно достойной организацией и правильным менеджментом. Например, лишь единицы из опрошенного мною значительного количества людей знали, что в Киеве с 27 мая по 10 июня состоялась большая предаукционная выставка фотографии – «Коллекционная фотография ХІХ – ХХІ вв.». 

Выставка проходила в Шоколадном домике, благотворительный аукцион состоялся 11 июня там же. Уже сам факт того, что выставка не анонсировалась даже на сайте Шоколадного домика, приводит в некоторое недоумение. Зачем инициировать аукцион с предаукционной выставкой, о которой узнают лишь «избранные» (по видимому, представители обеспеченного класса населения)?  И как объяснить подобный подход организаторов к своему делу: либо это спланированная акция по отмыванию денег, либо все-таки неумение качественно подготовить и провести событие?  

Организаторами являются недавно созданный аукционный дом Fotostyle во главе с генеральным директором Владиславом Вакуленко. Нынешний аукцион – уже третий, специализирующийся исключительно на фотографии. Первые два состоялись в течении прошлого года (также без огласки). В названии аукциона в глаза сразу бросается прилагательное «благотворительный», хотя дальнейшие поиски расшифровки этой конечной цели в каталоге ни к чему не приводят. Составители не стали утруждать себя пояснениями насчет того, почему, собственно, «благотворительный» и на что пойдут вырученные средства. 

Комментарий и разъяснение согласился дать Евгений Вакуленко, один из организаторов аукционного дома и по совместительству сотрудник филиала Киевского музея русского искусства «Шоколадный домик». Оказывается, на базе филиала они хотят создать бесплатную школу искусств для детей. Фотографы и художники, которые согласятся с ними сотрудничать, будут проводить мастер-классы и обучать детей разным видам искусств. Для этого, по словам Евгения, нужно закупить оборудование. К тому же Шоколадный домик нуждается в ремонте, на это тоже нужны немалые денежные средства. Только вот почему эти благородные цели нигде не упоминаются, остается загадкой.  

Третий каталог аукционного дома Fotostyle сам по себе отдельная тема этого мероприятия. Собственно, с каталога и началось мое знакомство с планируемым событием, когда он (как оказалось, продаваемый) чисто случайно попал ко мне в руки. Вообще каталог к аукциону является его важнейшей частью, к его подготовке нужно подходить серьезно, если есть желание сделать аукцион коммерчески успешным. Однако первое, что бросается в глаза в каталоге Fotostyle – это абсолютная халатность, с которой его составители подошли к своей работе. Грубые невычитанные ошибки так и вышли в печать. Как, например, можно было скрестить два вуза, совершенно друг к другу не относящихся, и написать в биографии фотографа “закончила Национальную Академию Изобразительного Искусства и Архитектуры им. Т. Г. Шевченко”? 

Но на подобных нелепых ляпах особенности каталога, к сожалению, не заканчиваются. Особый интерес вызывает его структура, текстовая составляющая. Как упоминалось выше, пояснений касательно благотворительности аукциона нет и в помине. Взамен предлагается приветственный текст генерального директора, информация «на что нужно обратить внимание», дополнение «важно знать» и в конце – правила аукциона с индексами. Абсурдность приветственного текста в первую очередь заключается в попытке автора пересказать читателям в десяти предложениях историю развития украинской фотографии и объяснить ее «непопулярность» на нашем арт-рынке. В каталоге организаторы также дают «ценные советы» начинающим коллекционерам, тонко намекая, что в этой сфере они непрекословные профессионалы, которым приходится работать в среде несведущих профанов. 

В заключении Владислав Вакуленко высказывает очень точные фразы, которые, по сути, и описывают целевую направленность их организации: «Сегодня рынок фотографии еще только создается, сказывается недостаток информации, небольшое количество кураторов и отсутствие вторичного рынка продаж. Но как известно, именно в таких условиях, существует возможность собрать достойную коллекцию очень недорого». В целом, все верно: в ситуации тотальной неосведомленности касательно этого вида изобразительного искусства, что сложилась на территории постсоветского пространства, почему бы не «скосить бабла под шумок»?

И, наконец, основная часть, которая является, можно сказать, видной вершиной айсберга «Благотворительный аукцион «Коллекционная фотография ХІХ – ХХІ вв.» – это выставленные на торги работы. Представленные произведения фотоискусства поражают своим разностилевым и разножанровым направлением. Складывается впечатление, что в одном пространстве хотели собрать все стили и жанры, которые только есть в Украине – от социальной и документальной фотографии до фотографий в жанре макросьемки. Это впечатление подтвердилось словами Евгения Вакуленко, который рассказал, что критерием отбора работ было стремление охватить украинский фотографический рынок, показать некий срез фотоискусства в Украине на сегодняшний день. За счет чего и получилась такая «солянка».  

Условно представленную коллекцию можно разделить на три части: к первой относятся старинные фотографии Киева конца ХІХ – начала ХХ вв., ко второй – так сказать, именитые украинские фотографы, и к третьей – молодое поколение фотографов. И во второй, и в третьей части этого условного деления есть свои нюансы и оговорки. Среди представленных известных сегодня авторов, таких как Александр Ляпин, Александр Черменев, Александра Ранчукова, Ростислава Котерлина, Игоря Гусева, находятся и работы авторов той же вековой категории, известных когда-то, еще во время СССР, но сегодня потерявших свою актуальность как фотохудожников. Это работы Сергея Бусленко, Евгения Цыпленкова, Галушкова Алексея. Этот факт вовсе не означает, что их работы не представляют никакой ценности, однако эстимейты, установленные на произведения и первых, и вторых, практически одинаковы. 

Что касается молодого поколения, то здесь все еще более запутано. Кроме уже узнаваемых молодых имен, таких как Анна Войтенко, Лариса Полищук-Русина, Мария Быкова (работа совместно с Игорем Яновичем), Анатолий Белов, Артем Волокитин, Оксана Чепелик, Вита Буйвид, Марина Шевченко, организаторы решили презентовать и произведения начинающих фотографов. Работы некоторых из них по своему смысловому и визуальному содержанию довольно слабы. Например, работы Олега Жилина и Всеволода Жовтенко не представляются мне как искусствоведу действительно стоящими того, чтобы быть выставленными на одном аукционе, например, с документально-социальными работами Александра Ляпина из проекта «Дыры». Уж слишком глубока пропасть между ними. Но если организаторы ставили себе за цель показать срез фотографического искусства в Украине, то у них получилось: представленная коллекция отлично иллюстрирует ту «кашу» и неразбериху, которая существует в этом поле украинского визуального искусства. 

Евгений Вакуленко рассказал, что 90 % работ были предоставлены лично авторами и ведущими киевскими галереями, такими как «Я Галерея», «Ра», «Brucie Collections», а остальные – фотоснимки старого Киева – коллекционером, имя которого организаторы оставили в тайне. Становится интересно, откуда в стране, где, по словам Евгения, нет вторичного рынка фотоискусства, собралась такая фотографическая коллекция. 

Что касается менеджмента и организационных моментов, здесь я не могла не задать вопрос, который меня волновал, наверное, больше всего: почему выставка подобного характера не была нигде анонсирована? И я не преувеличиваю, действительно не было ни одного анонса:  ни на одном фотопортале, ни в изданиях об искусстве, даже на сайте Шоколадного домика – только на сайте организаторов. На что я получила не совсем вразумительный ответ касательно того, что финансирования нет, что все это частная инициатива и спонсируется в частном порядке. 

У государственных институций, например, Мыстецького Арсенала, есть привилегия отгораживаться подобными оправданиями. Но для аукционного дома Fotostyle – частной коммерческой организации - это, по крайней мере, не выгодно, ведь если уж взяли на себя инициативу подобного рода, зачем представлять некачественный, сырой продукт?

Цели, которые преследует аукционный дом, также весьма интересны. Кроме вышеупомянутой – собрать  недорого коллекцию фотографии, –  имеется еще более “великая”: воспитать новое поколение коллекционеров. На мой вопрос об аудитории, ответ последовал исчерпывающий: зритель мало интересует. После 70-летней практики тотальной закрытости в сфере фотоискусства, сложно сразу прийти к чему-то новому, принять новый вид искусства. Поэтому, прежде всего, нужно формировать аудиторию, формировать правильное восприятие фотографии как одного из вида изобразительных искусств, самодостаточного и уникального. Коллекционер  - в первую очередь зритель. Важно, чтобы этот зритель умел разбираться в этой многогранной сфере искусства, а не по дешевке скупал работы неизвестных фотографов только потому, что стоят они недорого и не жалко вложить капитал. 

Мне кажется, в фотографию боятся вкладывать деньги, не зная, как в дальнейшем хранить работу, да и просто, не будучи уверенными в том, что это же изображение завтра не будет висеть у его знакомого, в уменьшенном или увеличенном варианте. Вопрос тиражирования и уникальности фотоснимка – вот один из первых вопросов, который возникает у потенциального покупателя. Дальше дело уже за профессионалами – станет ли в дальнейшем этот покупатель истинным коллекционером или у него навсегда сформируется мнение о фотографии, как о чем-то вторичном. 

Кстати, на счет результатов аукциона: продались, в основном, фотографии старого Киева и работы молодых неизвестных фотографов, нижний эстимейт которых не превышал 400$.


Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676