Чужой пример

© Сергей Попов

10 декабря были объявлены победители международной премии Future Generation Art Prize, организованной PinchukArtCentre pinchukartcentre.org. Хочется разобраться, каким образом результаты премии и выставки номинантов шорт-листа влияют на местный художественный контекст.Сначала попробуем посмотреть на выставку, отстранившись от конкурсной мишуры, как на некую групповую экспозицию. И если убрать весь премиальный контекст, то выставка является очень не типичным проектом для PAC. Она представляет не очередной блокбастер глобальных коммерческих сливок и развлекательных аттракционов, а показывает проекты молодых художников, зачастую связанных с исследованием или анализом различных общественных проблем. Такие предметные инсталляции и видео, формально являются редкостью для местного художественного контекста. Все экспериментальные работы у нас зачастую можно увидеть лишь на самоорганизованных выставках, так как специальных неприбыльных институций, занимающихся именно репрезентацией – нет. При этом инициативы художников и активистов зачастую воспринимаются истеблишментом как маргинальные.

Своеобразным отображением местного рыночного вкуса является живопись единственного украинского номинанта на премию, которая, скорее всего, получит поощрительный приз зрительских симпатий. Это один из моментов, заостряющих проблему различия глобального и локального контекста, так как маргинальной в контексте этой выставки выглядит именно «понятная нам» живопись. Таких сравнений невозможно избежать - вся выставка в целом очень сильно резонирует с прошлогодней выставкой украинского шорт-листа, где преобладали объекты на стенах.

Но дело не только в различиях между художниками или их отношением к конкурсным выставкам. Во время ознакомления с работами Чао Фей или Саймона Фудживары, лично меня охватила зависть по отношению к уровню их технической и бюджетной организации.

Я вспоминаю о том, какой проблемой год назад, был вопрос подвески штор, для видео-инсталляции группы SOSка. И в результате, повесили только одну из необходимых двух. Или такая роскошь, как например, дыры в мраморном полу для крепления работы Рубена Очоа, для украинских художников просто не достижима. Эти частные примеры говорят об общих приоритетах в политике институции, следующей откровенно прозападному курсу.

Возвращаясь к контексту премии, нельзя не обойти вниманием соседствующую выставку одного из её патронов Такаши Мураками. Пафос этого хода понятен – состоявшийся звёздный художник как бы показывает «класс», создавая дополнительный информационный повод для привлечения внимания к премии. Правда, в этой ситуации он выглядит абсолютным клоуном – никто из молодых художников не вторит ему, напротив, все занимаются совершенно противоположными вещами в искусстве.

Впрочем, такими клоунами выглядели все четыре патрона премии, приехавшие на церемонию вручения как свадебные генералы. Вся их патронная функция сводилась к позированию на сцене. Надо сказать, что всю церемонию награждения характеризовал звездный перебор. Небывалое собрание авторитетных кураторов и директоров институций – Ричард Армстронг, директор фонда и музея Гуггенхайма, Николас Серота, директор Teit, Даниэль Бирнбаум, куратор 53й Биеннале в Венец ии, Роберт Сторр, Оквуи Энвэзор - плюс Миучча Прада, плюс представитель галереи White Cube в роли ведущего, плюс концерт украинского фолка и московского джаза - создавало впечатление пусть и роскошного, но всё же винегрета. Не хватало только сэра Элтона Джона!

Определение победителей стало приятной неожиданностью. Специальный приз получил Мирче Николае из Румынии, а главный - Синтия Марчелле из Бразилии. Изначально, при просмотре выставки, я выделил эти работы в числе трёх-четырёх наиболее интересных. Однако то, что именитое жюри отметило румынского художника, я считаю особенно важным пунктом по нескольким причинам. Во-первых, это единственная работа на выставке, представляющая проблематику Восточной Европы. Хорошо зная искусство этой части мира, кстати, возникает подозрение, что большое количество хороших работ данного направления были отсечены на стадии отбора в двадцатку. Но финальное решение жюри, выбиравшего из того, что есть, не выглядит политкорректной снисходительностью.

Думаю, сама институция PAC изначально ожидала иного результата и не осталась вполне довольной. Премия не досталась уже состоявшимся художникам, известным именам. Непосредственно работы победителей тенденциозны – они связаны с социальной составляющей, исследованием локальной среды, выводя её проблемы на глобально понятный уровень.



Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676