Современное беларусское искусство: от секонд-хэнда к аутентичности

© Лена Давидович
Лена Давидович «Восставший из мёртвых 2»

Во всю стену полутемного зала – женское лицо исполнительницы текста из новозаветной книги Откровения. Исполнение предваряют слова из другой, теперь уже ветхозаветной книги Иезекииля. «Кости сухие! Слушайте слово Господне! Я введу дух в вас, и оживете», – читаем мы на английском. И кости на наших глазах покрываются плотью и наливаются кровью. Это, в интерпретации художницы Лены Давидович, метафора истории павшей нации и отчаяния как элемента беларусского самосознания, все снова и снова возрождающегося после очередной оккупации18 ноября, в день старта выставки «Двери открываются? Беларусское искусство сегодня», Центр современного искусства в Вильнюсе был заполнен студентами и преподавателями ЕГУ, внесшими немалый вклад в осуществление данного проекта. Литовская публика и иностранные гости также не обошли это культурное событие стороной. Открыли выставку директор галереи и куратор проекта Кястутис Куйзинас и заместитель министра иностранных дел Литвы Эгидиус Мейлунас. Дипломат приятно удивил присутствующих беларусов, выступив также и на беларусском языке.

«Сонечны шлях»

«Двери открываются» – первая презентация современного беларусского искусства в Литве. Несмотря на географическую близость наших стран, мы мало знаем друг о друге: если беларусы ездят в Вильнюс на учебу и за покупками, то встретить литовцев в Минске – большая редкость. Зато в «Бюро антипропаганды» Марины Напрушкиной они могут теперь познакомиться с беларусской реальностью в ее концентрированном виде.

На полках стеллажей размещены плакаты из серии «За Беларусь!», у стен нагромождены написанные маслом портреты беларусского президента, а многочисленные телевизионные экраны наперебой рапортуют о праздниках и буднях беларусов.

Все экспонаты, от плакатов до видео, – близкие к оригиналу, но все же собственные продукты автора. Своей кульминации они достигают в работе «Сонечны шлях» – интерпретации беларусского герба, расположенной в самом центре экспозиции.

«Какие у тебя впечатления от выставки?» – спрашиваю литовскоговорящего юношу. «С беларусским современным искусством я встречался в Германии, видел работы Марины Напрушкиной. Мне нравится эта выставка, например, вот эти фотографии (на стене висят работы Игоря Савченко)», – отвечает Андрюс.

Стоит упомянуть, что семеро из двадцати представленных на выставке беларусских художников проживают за рубежом. Этому факту, в частности, посвящена работа Оксаны Гуринович под названием «Мои знакомые художники и дизайнеры, покинувшие Минск». На двух картинах мы видим точку «Минск» и стрелки к другим точкам-городам: Нью-Йорку, Барселоне, Амстердаму и прочим; на первой картине – куда уезжают, на второй – откуда возвращаются. Эти схемы отражают личный опыт художницы, 60 (из около 200) знакомых которой покинули родину: «В Беларуси говорят, что каждый четвертый житель погиб на войне, а сейчас каждый третий из молодого поколения уезжает».

Послания из страны Большой Всенародной Библиотеки

Вильнюс в день открытия выставки и два последующих дня (в которые художники представляли свои работы, а историки и критики искусства рассказывали о современном беларусском искусстве в рамках конференции) поистине стал местом встречи беларусских интеллектуалов. 

Своим критическим взглядом на происходящее с нами поделился культурный аналитик Максим Жбанков: «Мне показалось, что позиция куратора при всем уважении к проделанной работе отличается некоторой предвзятостью по отношению к тому, что происходит в Беларуси. Даже на уровне символики выставки, плаката, изначально Беларусь позиционируется как загадочный заповедник культурных мутаций и, соответственно, значительная часть экспонатов выглядит депрессивными посланиями из страны Большой Всенародной Библиотеки. Как ни странно, среди посетителей я почти не увидел радостных лиц и позитивных реакций, хотя мой опыт подсказывает, что реальная беларусская культура – это вовсе не творчество ушибленных диктатурой мутантов. Я за то, чтобы после этой выставки были другие, которые показали бы другие сферы реально существующей беларусской культуры».

Рефлексии о связи искусства и политики на выставке были представлены и в виде прозрачной урны для голосования. В качестве бюллетеней были предложены карточки с изображениями и словами: свобода, аборт, семья, будущее, Бог, надежда и так далее, написанные со знаком вопроса. В урне два проема: под одним написано «да», под вторым – «нет». Выбирая «да» или «нет», посетители высказывали свое мнение о перечисленных ценностях общественной жизни. Только вот «да» и «нет» не разделены в урне перегородкой, так что понять, сколько человек проголосовало «за», а сколько «против», совершенно невозможно. И тем не менее Сергей Шабохин, автор этой работы, считает, что экспонат сложнее, чем может показаться на первый взгляд, он помогает задуматься "о природе выбора, и о том, что выбор нужно делать всегда, иначе его сделают за тебя».

«Хор беларусских художников» от Максима Тыминько

Более радужное впечатление о проекте сложилось у руководителя национальной художественной галереи Литвы Лолиты Яблонскене: «Выставка оставила очень хорошее впечатление. В галерейном пространстве работы современных беларусских художников не выглядят как экзотика или неопознанная территория. Это искусство посткоммунистической страны, но оно на уровне Европы.» Очень важно увидеть экспозицию в пространстве чистого белого куба, который подчеркивает ясность идеи и показа работ». На вопрос о том, какой экспонат запомнился больше всего, искусствовед выделила видео-инсталляцию хора Максима Тыминько: «Это новое решение, которое я не встречала у художников Восточной Европы».

Когда я задала этот же вопрос студентке программы «Теории и практики современного искусства» ЕГУ, ответ был следующим: «Видео с хором – это просто шедевр!». Видео и вправду оказалось необычным. На первый взгляд, всё просто: хор исполняет песни на беларусском языке. Однако оказывается, что для реализации этого проекта его автор Максим Тыминько собрал 50 белорусских художников и двух арт-критиков, которые исполнили пять песен о физике со следующими названиями: «Теория множеств», «Суперсимметрия», «Теория струн», «Теория всего» и «Исключительно простая теория всего».

Музыка и тексты были написаны специально для хора самим художником и композитором Сергеем Пукстом, который и аккомпанировал хору.

Не быть сэконд-хэндом

Максим Тыминько поделился своими впечатлениями: «Когда я получил приглашение Кястутиса и познакомился с концепцией выставки, меня смутил упор на политический аспект. Я насмотрелся политического искусства, видел мало хорошего, однако эта выставка мне понравилась. Куратор грамотно распределил пространство, работы находятся в диалоге друг с другом, у меня абсолютно позитивное впечатление».

Максим уже 12 лет живет в Амстердаме, откуда приехала ещё одна художница, Елена Давидович. Её работы – «Книга пророка Иезекииля» и «Восставший из мертвых 2» – можно увидеть сразу на нескольких этажах экспозиции. Она рассказала, что до сих пор ощущает себя белорусской художницей:

– Я смогла жить в Голландии, потому что Амстердам – интернациональный город, не нужно было становиться кем-то другим, менять ментальность, хотя она всё равно меняется со временем. На сегодняшний день у меня есть возможность получить голландское гражданство, но что-то до сих пор заставляет меня отказываться от него: я все еще чувствую себя именно беларусской художницей.

– Скажите, если сравнивать выставку с теми, что проходят в Амстердаме, это европейский уровень?

– Мне не нравится позиция «младшего брата». Почему мы должны дорасти до уровня европейцев? Мы должны делать что-то новое, аутентичное, не быть секонд-хэндом.

Словами литовского искусствоведа и художественного критика, ассистентки куратора выставки Юлии Фоминой, эту мысль Лены Давидович можно представить как «попытку беларусского современного искусства конструировать свою восточноевропейскую идентичность».

Разобраться с аутентичностью современного беларусского искусства можно было не только в рамках экспозиции, но и совместно с историками и критиками искусства в ходе конференции, которая прошла 20 ноября в Центре современного искусства, а также благодаря каталогу, подготовленному выпускниками бакалаврской программы «Медиа и визуальный дизайн» ЕГУ Ильей Довнаром и Юрием Шустом. Выставка «Двери открываются?» продлится до 9 января 2011 г., так что у тех, кто хочет получить эстетическо-патриотическое удовольствие, есть лишний повод посетить Вильнюс.

Текст подготовлен при участии Ольги Шпараги

Подробнее о выставке см. на сайте Центра современного искусства.

Названные, а также другие работы художников можно посмотреть на их персональных сайтах: Александр Комаров, Марина Напрушкина, Максим Тыминько, Сергей Шабохин, использующей метафоры из Библии для показа беларусской ситуации

Уперше стаття надрукована у журналі "Новая Эўропа" 26.11.2010.


Марина Напрушкина из серии "Мой президент"Сергей Шабохин "Прозрачный выбор", Инсталляция (фото Дарьи Васюры)Марина Напрушкина "Сонечны шлях"Марина Напрушкина «Бюро антипропаганды»Максим Тыминько «Хор беларусских художников» Максим Тыминько "Хор беларусских художников"Марина Напрушкина "Бюро антипропаганды" (Фото Сергея Шабохина)Олег Юшко, из серии "Full Linen Jacket" (Фото Сергея Шабохина)Александр Комаров "(No) News from Belarus" (Фото Сергея Шабохина)Алексей Лунёв "Мультипли" (Фото Сергея Шабохина)

Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676