Нюансы рисования
© Константин Стрелец
- Алевтина Кахидзе
- 15 серпня 2013
- 2442
Как и музыка?
Да. Рисунок, как и музыка, является мощным коммуникатором. Линии, пятно, цвет рисунка способны передавать информацию, содействовать коммуникации, взаимодействовать.
Строчки выше могут быть началом длинного рассказа о событии Конгресс Рисовальщиков [1], открытом пространстве для встречи рисовальщиков: профессиональных художников, творческих объединений и всех желающих, готовых рисовать вместе, а значит - вступать в коммуникацию линиями, пятном, цветом.
Уже все и так ясно и понятно!
Да, но в современном искусстве даже в чем-то простом всегда найдётся множество нюансов.
Нюанс первый. Нарисованные слова.
В первую неделю Конгресса Рисовальщиков [2] было много нарисованных слов.
Нарисованные слова - это все же рисунки?
Да! Хотя, к концу события их стало меньше... Появилось больше рисунков без нарисованных слов. Пространство Конгресса Рисовальщиков менялось ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Один визуальный образ мог вытеснить другой, как произошло с нарисованными словами.
Нюанс второй. Художественный музей.
Конгресс Рисовальщиков проходил в Национальном художественном музее [3]. Приняв в своих стенах такое событие, музей отказался от самых главных правил, на которых зиждется традиционный музей: отбор и хранение художественных объектов.
Согласно концепции Конгресса Рисовальщиков, в событии мог принять участие любой желающий – отбора со стороны музея не было. А то, что было нарисовано во время Конгресса, было распилено и предложено со ступенек музея всем желающим, фрагменты рисунков можно было унести с собой [4] – в хранилищах музея не осталось ничего.
Конгресс Рисовальщиков в художественном музее был беспрецедентным событием?
Да!
Нюанс третий. Смерть автору.
Кто же автор Конгресса Рисовальщиков — чьё имя нужно было написать на табличке музея?
Все и каждый (любой желающий, профессиональный художник, творческое объединение), все рисующие.
А идея Конгресса Рисовальщиков тоже всем и каждому принадлежит?
Нет. Идея, а точнее концепция, принадлежит одному художнику [5]. Реализация концепции осуществлялась учёными, исследователями, менеджерами, координаторами организаций-партнёров в Киеве [6], командой музея и волонтёрами.
Нюанс четвёртый. Монета в искусстве.
А тот художник, которому принадлежит концепция Конгресса Рисовальщиков, выдаёт лицензии на проведение таких Конгрессов?
Практика показала, что не выдаёт и не продаёт. Художник, похоже, рад этому: разработанная им концепция будет реализована в новом месте. Конгрессы Рисовальщиков прошли в Берлине, Риме, Варшаве, немецком городке Айзенхюттенштадт и Киеве [7].
Но даже если популярность Конгресса Рисовальщиков будет расти, в концепции события нет никакой возможности трансформировать её в монету: рисунки после завершения проекта не продаются.
Нюанс пятый. Контекст.
А есть ли отличия между Конгрессами, прошедшими в разных городах?
В Киеве, например, появилась отдельная кабинка, чтобы рисовать. Её построил один из участников киевского Конгресса Рисовальщиков [8] как архаичный памятник непоколебимому маэстро — художнику-профессионалу, которому нужен зритель, но не собеседник. В Конгрессе Рисовальщиков такому художнику не было места. Они не пришли, или не смогли работать в таких новых условиях. Кабинка была своеобразным памятником такому маэстро.
Нюанс шестой. Профессиональные художники.
А был ли ресентимент — страх быть использованным, эксплуатированным, инструментированным?
Да.
Но кем?
Воображали в роли эксплуататора того художника, которому принадлежит концепция и тех, кто организовал событие.
Но кто воображал?
Профессиональные художники, потому что знали: их имён на табличке музея не будет?
Но эксплуатация – это когда результат работы становится собственностью эксплуататора. В Конгрессе Рисовальщиков невозможно было овладеть результатом никому и никак - рисунки существовали всего лишь несколько часов, они исчезали под слоем других рисунков [9]. Если они и достались кому-то после Конгресса, то не в “чистом виде”, а уже с рисунками других художников. Осталась даже история, скорее, сплетня, как почитательница одного художника просила не зарисовывать рисунки почитаемого ею автора…
Да, но среди профессиональных художников слава считается объектом, вернее символическим капиталом.
Но всё же много профессиональных художников пришли рисовать на Конгресс Рисовальщиков?
Их пригласили туда. На особое время. Некоторые из них попросили даже чистые стены для своих рисунков. Им такие стены организовали.
Только им?
Но никто кроме них не просил. Никому больше не предлагали!
А что, сами бы не пришли, если бы не пригласили?
Неизвестно. Не узнать теперь!
Тогда у профессиональных художников на Конгрессе должна была быть особая роль?
Они всегда знали, что рисунок может быть одной из форм коммуникации. Они могли напомнить об этом тем, кто не знал или забыл. В школе рисование заканчивается в начальных классах.
А что профессиональные художники получили взамен, приняв приглашение от организаторов Конгресса Рисовальщиков?
Нет одного на всех ответа. Опыт — рисовать не на века (все нарисованное на Конгрессе Рисовальщиков исчезало ежеминутно, ежечасно), а рисовать с теми, кто пробовал рисовать только в школе, или никогда не рисовал.
А может, испытание?
Или разочарование.
Нюанс седьмой. Сложности перевода.
Что же передавали художественные образы (рисунки) пространства Конгресса Рисовальщиков?
Описывать визуальные образы словами можно, но нужно помнить: рисунок - это другой язык, слова могут быть подобраны, но перевод всегда остаётся переводом.
Происходило ли взаимодействие между художественными образами?
Да!
Пару примеров?
1) На рисунок символа феминизма (сжатый кулак) нанесли рисунок накрашенных ногтей [10]. Розовым цветом.
2) По черным изображениям сцен насилия [11] рисовали цветом и словами.
3) Над домиком с двумя крышами [12] нарисовали слова “artistic residency”.
4) Возле девчонки и мальчишки за школьной партой одна за другой появлялись нарисованные фразы из травмирующего опыта в советской школе [13].
5) К контурам нарисованного полового члена рисовали стыд, сначала поодиночке, потом – помогая друг другу [14]
Нюанс восьмой. Итог.
Тот, кому принадлежит концепция Конгресса Рисовальщиков и те, кто реализовали концепцию, совершали ошибки и гигантские прорывы. И даже если истории о самом событии со всеми ошибками и прорывами нет в фото и в словах, рассказ о Конгрессе Рисовальщиков могут конструировать все и каждый, кто рисовал или просто там находился.
Примітки:
1. Конгрес рисувальників уперше відбувся з ініціативи художника Павла Альтхамера в рамках 7-ї Берлінської бієнале сучасного мистецтва 2012 року (під кураторством Артура Жмієвського). Тоді приміщення однієї з недіючих берлінських церков (Elisabethkirche) було перетворено на майданчик для спільного малювання. Успіх Конгресу рисувальників серед публіки бієнале спонукав Павла Альтхамера розвинути цей задум та провести подібні Конгреси у Римі, Варшаві та Києві.
2. Конгрес рисувальників проходив у Києві з 18 травня по 8 червня 2013 року.
3. Національний художній музей України.
4. На закритті Конгресу в Києві створений рисувальниками твір був розділений на частини, всі охочі змогли взяти собі фрагмент колективної художньої праці.
5. Павел Альтхамер – художник, скульптор та перформансист. Представник польського критичного мистецтва. Лауреат нагороди ім. Вінсента Ван Гога. Протягом багатьох років провадить художні заняття для виключених соціальних груп (люди з обмеженими можливостями, мешканці неблагополучних дільниць). Його роботи виставлялися на Documenta X, Manifesta 3, в Institute of Contemporary Arts (Лондон), Deutsche Guggenheim (Берлін) тощо.
6. Польський інститут у Києві та Центр візуальної культури.
7. Конгрес рисувальників уперше відбувся в рамках 7-ї Берлінської бієнале сучасного мистецтва 2012 року (під кураторством Артура Жмієвського). Тоді приміщення однієї з недіючих берлінських церков (Elisabethkirche) було перетворено на майданчик для спільного малювання. Успіх Конгресу рисувальників серед публіки бієнале спонукав Павла Альтхамера розвинути цей задум та провести подібні Конгреси у Римі, Варшаві, Айзенхюттенштадті та Києві.
8. Іван Мельничук, архітектор, учасник мистецької "Групи предметів". “Група Предметів” - об’єднання архітекторів Олександра Бурлаки, Івана Мельничука та Влада Голдаковського. Утворилось у 2007 році. Серед останніх проектів Вал/Wal (разом з Cеntrala, Варшава) у спеціальному українсько-польському проекті “Подвійна гра” в рамках Арсенале (2012) та виставка “Сіті Порн” у ЦВК (2011).
9. Трансформація художнього образу, створеного незалежною відкритою феміністичною ініціативою Феміністична офензива. В групі діє принцип жіночого сепаратизму. Лише жінки можуть бути учасницями групи і приймати рішення на зборах.
10. Трансформація художнього образу незалежної відкритої феміністичної ініціативи Феміністична офензива. В групі діє принцип жіночого сепаратизму. Лише жінки можуть бути учасницями групи і приймати рішення на зборах.
11. Проект Микити Кадана "Окремі випадки". Микита Кадан – київський художник, учасник мистецького об’єднання Р.Е.П. (“Революційний експериментальний простір”). Працює в напрямку критичного реалізму. Володар Головної премії PinchukArtCentre в 2011 з роботою “Постамент. Практика витіснення”.
12. Проект Алевтини Кахідзе “Від дому до музею. Мапа”. Алевтина Кахідзе – художниця, авторка інсталяцій, медіа-робіт, перформансів, текстів і дизайнерських об'єктів; лауреат Премії Малевича для українських художників 2008 р., Співзасновник приватної резиденції для іноземних художників у с. Музичі та он-лайн видання про мистецтво www.kram.in.ua.
13. Колективний рисунок відкритої феміністичної ініціативи Феміністична офензива.
14. Станіслав Силантьєв. Проекти "Написання клинописів", “Нова мова”. Станіслав Силантьєв малює у стилі наїву. Свій власний стиль автор називає "концептуальним наївом" або "концептуальним примітивом".