Виктор Марущенко: «После проекта «1986. Два взгляда» осталось ощущение, что побывал в двух разных государствах»


Люди отмечают годовщины. Событий светлых и событий печальных, годовщины рождений и годовщины смертей. Таким образом они размышляют о времени. И хотя человеческой психике свойственно «забывать» и блокировать плохое,  есть вещи, о которых важно помнить, несмотря на всю их травматичность. Не хочется скатиться в пустой пафос речей чиновников, но сейчас я говорю о трагедии на ЧАЕС. 25 лет тому назад случилось нечто настолько бесконтрольное и серьёзное, что теперь нашу страну ассоциируют с этим событием во всем мире. Тогда, в 1986 году, люди, ставшие ликвидаторами аварии, – сознательно или несознательно рискуя, по долгу службы и из-за незнания опасности – сделали радиационный фон окружающей среды на несколько порядков ниже, чем он мог бы быть.

Раз в году, когда весна в самом разгаре, на киевских улицах появляются памятные плакаты, фотовыставки с Припяти, покинутых домов зоны, видами энергоблоков. У людей уже выработался иммунитет к этой теме, а у властей, как всегда, «нет ресурсов» (и желания) делать что-то, что бы пробивало стену всеобщего безразличия. Я не знаю, сколько в Киеве состоялось событий, посвящённых 25-й годовщине аварии на ЧАЕС. Но одно точно «выбилось из линейки»: это проект «1986. Два взгляда» в галерее «Лавра» (группа авторов, руководитель – Виктор Марущенко, консультант - Сергей Мирный).

Надя Перевизнык: Виктор, это ведь не первый Ваш проект на тему Чернобыля. Расскажите, почему Вы работаете с этой темой?

Виктор Марущенко: Есть несколько причин. Когда я в 1989 г. выехал на Запад, это была наиболее востребованная тема. Я начинал работать над ней как фотокорреспондент газеты «Советская культура», а после 91-го года работал в основном с западными журналистами или телекомпаниями. Последний раз я был в зоне пять лет назад с известным швейцарским писателем и публицистом Эрвином Кохом. Мы работали для немецкой газеты «Die Zeit». Тогда и возникла идея показать людей, работающих в зоне и рождённых в 86-м. 

Одной из наших героинь была 20-летняя стриптизёрша из Чернигова, которая работала в кухне одного из чернобыльских кафе (тогда их было в Чернобыле три). Работа – вахтовая. Две недели в зоне, две – дома, в Чернигове. Со слов нашей героини, настоящая жизнь у неё была именно в зоне. Здесь у неё была отдельная огромная квартира, женатый любовник-дозиметрист. Всю ночь она «зажигала» в местных барах. Днём работала или отсыпалась. Когда возвращалась домой, в Чернигов, впадала в депрессию, так как настоящей жизнью считала именно ту, чернобыльскую.

Кроме этого, в 90-х я несколько лет работал со швейцарской телегруппой из Женевы над фильмом «Чернобыль – любовь моя». Этот фильм несколько раз был отмечен высокими наградами на различных фестивалях. В 2001 году я участвовал в основной экспозиции “Плато человечества” на 49-й Венецианской биеннале. Всего же выставок с чернобыльской тематикой по всему миру было около двадцати.

Н.П.: Откуда идея «контрового» сопоставления поколений в одной выставке?   

В.М.: Я думаю, за 25 лет чернобыльская тема превратилась из героической в социальную. Ликвидаторы стали обузой для государства. Сегодня они должны «выбивать» пенсию через суды. Естественно, это не прибавило им любви к Родине. Молодое же поколение, даже те, кто родился в 1986 году (что само по себе символично), ничего о героях не знает. Они – воспитанники нового времени, нового государства, которое не особенно заботится о прошлом, точнее вообще вычеркивает его из памяти людей. Вот и получилась пропасть между поколениями. После работы над этим проектом осталось ощущение, что побывал в двух разных государствах.

Н.П.: Знаю, работа с ликвидаторами выходила далеко за рамки съемки…
 
В.М.: Безусловно, так происходит, когда входишь в длительные отношения с людьми, проникаешься их жизнью. В большей степени это коснулось съёмочной группы. Ликвидаторы – особые люди. Их недослушали, недолюбили. Они уходят из этой жизни с горечью и обидой, униженные и обворованные государством. Любое проявление внимания к ним делает их чуточку счастливее.
 
Н.П.: По какому принципу отбирали молодых людей 1986 года рождения? 

В.М.: Принцип отбора молодых людей был больше случайным, чем системным. Но всё-таки мы старались избегать социальных фриков, чтобы были более-менее внятные ответы. Отбор был случайным, но в одной социальной группе.
 
Н.П.: Что-то изменилось по ходу проекта? Как возникла идея аудиовидеоинсталляций?

В.М.: Проект по ходу «обрастал»: вначале была идея задокументировать на видео нашу работу, особенно с ликвидаторами. Юра Речинский предложил авторский проект, который мы одобрили. Начинали мы без денег и на выставку готовы были давать свои (благо, что людей задействовано было много – скинулись бы). Потом появился грант.
 
Н.П.: То есть вы делали этот проект специально под грант? 

В.М.: Нет. Идея гранта возникла значительно позднее. Это – обычный учебный проект.

Н.П.: Кажется, что часть аудитории недопоняла художественного высказывания – ждали очередных фото Припяти.

В.М.: Украинские люди плохо воспринимают образное, условное, концептуальное. Это касается не только изобразительного или визуального искусства. Сюда же можно отнести театр и кино. Одним из моих учителей в искусстве был Даниил Лидер – один из главных сценографов Советского Союза. Художник, который занимался условной сценографией. Он и научил меня образно мыслить. Впоследствии мне значительно легче было находить общий язык с западными художниками, кураторами, галеристами. Хотя, по сути, я обычный репортажный фотограф, добросовестно добывающий «качественную руду», которой кураторы впоследствии пользовались.

Безусловно, среднестатистический украинец  – жертва штампов и клише. Статусность, к которой сегодня стремятся украинцы (автомобили, дома, квартиры, коллекционирование искусства, депутатство), с одной стороны - признак материального благополучия, а с другой – главный диагноз «комплекса неполноценности». Любого украинского потребителя и «коллекционера денег» я воспринимаю именно так. Украинцам нужно изучат труды Альфреда Адлера. Может быть, поможет.
 
Н.П.: Выставка состоялась. Какие выводы/результаты? Как отреагировала широкая общественность/арт-среда?
 
В.М.: Я не расцениваю это как арт-проект, и меня меньше всего интересует мнение критиков. Многие коллеги критикуют фотографии – можно было бы и лучше. Но вы не забывайте, что снимали ученики, среди которых строитель, банковский работник, арт-директор ресторана, домохозяйка, безработный и школьница. Кроме того, фотография не является здесь главной. Она только является дополнением к текстам. Конечно же, если бы эту идею реализовывал Мартин Парр или Гомер, могло быть лучше.

Для меня важно этим проектом привлечь внимание власть имущих и помочь ликвидаторам. Половина из них погрязла в судебных тяжбах в борьбе за пенсии. Какое-то движение уже началось, и мы передали их список в Кабмин. 

Выставка «1986. Два взгляда» состоялась 18-26 апреля 2011 в галерее «Лавра». 
Проект реализован при поддержке программы і? Фонда Рината Ахметова "Развитие Украины". 
Над проектом работали: руководитель
 – Виктор Марущенко, консультант 
– Сергей Мирный, администрирование
 - Дарья Малыга, экспозиция
 - Андрей Трилисский, медиа
-сопровождение - Надя Перевизнык, дизайн
 - Максим Чатский.

Фотоинсталляция «1986. Два взгляда» - 50 портретов (25 ликвидаторов, 25 молодых людей 86-го года рождения), текстовых материалов-историй. Группа проекта «Школы фотографии Виктора Марущенко»: С. Гаврилюк, Л. Лихтаренко, Я. Поболова, К. Стрелец, С. Терещенко, М. Убий-Волк, с участием А. Белова, А. Сумкиной). 

Аудиовидеоинсталляция «Чернобыль. Прямая речь» - смесь аудиокниги и видеопортрета, эмоции ликвидаторов, которые прослушивают аудиозаписи собственных историй. Группа проекта «Чернобыль. Прямая речь»: режиссер - Юрий Речинский, оператор - Игорь Терик, звукорежиссер Андрей Рогачев, композитор - Антон Байбаков, продюсер - Дарья Сажина, журналист - Григорий Палий, дизайнер - Наталья Реплянчук.



Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676