Принцип диалога

ozerkov 20 октября в Государственном Эрмитаже открылась временная выставка "Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья", которая вызвала волну возмущения среди "оскорбленных верующих" и прокурорские проверки. На экспозиции представлены работы братьев Чепменов "Конец веселья", "Травмировать, чтобы оскорбить, чтобы травмировать", "Ужасы войны". Несмотря на антифашистский характер выставки, в петербургскую прокуратуру начали поступать многочисленные жалобы от "разгневанных горожан и казаков", однообразно написанные по причине "оскорбления чувств верующих" и "унижения их достоинства". Как заявил в обращении на сайте музея директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, в интернете существует сайт, где можно найти образец заявления в прокуратуру против выставки Чепменов и пошаговая инструкция по направлению обращения к прокурору Петербурга. Сомнительно, что жалобщики посещали выставку, однако они усмотрели в ней признаки экстремизма и надругательства над верой. Особенно их оскорбила инсталляция с изображением распятых на крестах плюшевого мишки и Рональда Макдоналда, которую они назвали осквернением христианского креста.

7 декабря прокуратура начала в Эрмитаже проверку по факту жалоб, и сегодня уже известно, что никаких нарушений не выявлено. В связи с прокурорской проверкой руководство Эрмитажа обратилось к генеральному прокурору России с просьбой провести расследование по вопросу деятельности людей, в массовом порядке препятствующих нормальной деятельности как музея, так и прокуратуры.

Братья Чепмены заявили, что приносят "свои экстремальные извинения" в ответ на обвинения: "Мы экстремально сожалеем, что некоторые посетители выставки "Конец веселья" в Эрмитаже были экстремально расстроены. Экстремально грустно получать обвинения в экстремизме – особенно от религиозных групп. Мы надеемся, что государственный прокурор, назначенный расследовать обвинения в экстремизме, примет наши экстремальные извинения".

Об этой ситуации и стратегиях работы Эрмитажа с современным искусством КORYDORу рассказал куратор выставки, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, Дмитрий Озерков.

КORYDOR: Эрмитаж сравнительно недавно начал работать с современным искусством? Почему Вы выбрали именно братьев Чепменов, довольно провокационных и скандальных художников?

Дмитрий Озерков: Мы работаем с современным искусством давно, собственно, никогда этой работы не прекращали. В 2007 году был создан проект "Эрмитаж 20/21" по показу и собиранию искусства 20 и 21 веков. За 5 лет сделано около 20 выставок, множество концертов, лекций и прочее. Чепмены представляются мне не столько провокационными и скандальными, сколько важными для истории искусства и актуальными сегодня. В их работе "Конец веселья" поражает и мастерство, с каким все это сделано, и общее антифашистское послание всей инсталляции. Такие работы нужны: на языке современного искусства они напомниают об ужасах войны, о гитлеризме, о фашизме, который не должен повториться.

К.: Учитываете ли Вы потенциальную реакцию аудитории (посетителей, прессы, широкой общественности), когда задумываете ту или иную выставку? Предполагали ли Вы такую реакцию на эту выставку?

Д. О.: Реакцию всегда учитываем, не допускаем в наши стены вещей, унижающих не только достоинство посетитетелей, но и достоинство Эрмитажа – музея с 250-летней историей, главного музея России. Такую реакцию никак не предполагали. Думаем, что это атака не столько на современное искусство, сколько на Эрмитаж, Петербург, Россию, православную церковь.

К.: О выставке Чепменов руководство Эрмитажа говорило: "Чепменовские фигурки вернут нам ужасы войны и ощущение, что на войне бывают не только победы. Пришло время про это напомнить". Почему именно сейчас?

Д. О.: Думаю, сегодня в обществе насилия столько же, сколько было всегда. Изменилось другое: люди привыкли к насилию, перестали видеть жестокость. Это ново, поэтому пора напомнить, к чему может привести подобная забывчивость на примере того, к чему она привела Европу и весь мир в 1930-х годах.

К.: Какова специфика работы крупного музея с современным искусством в России? В какой степени на нее влияет/может повлиять тесная связь государства и церкви?

Д. О.: Специфика прежде всего просветительская: привозить лучшее, что есть в современном искусстве в большой музей, показывать новое рядом со старым искусством. Важен принцип диалога. Например, на выставке Энтони Гормли железные скульптуры Гормли находились в диалоге с античными мраморами. Выставка Чепменов – не исключение: мы показываем работы британских художников рядом с графикой Гойи (серии "Бедствия войны" и "Тавромахия", рисунки), а также в контексте средневековых орудий пыток из нашей корллекции. Мы показываем, насколько изощренным орнаментом украшены пыточные орудия – художественно выполненные предметы, единственным предназначением которых было мучить других людей. На нашу специфику связь государства с церковью не влияет. Мы не отчитываемся перед церковью, мы относимся к ведомству Министерства культуры России. Вчера министр культуры в эфире "Эха Москвы" подчеркнул, что никакого криминала в выставке не видит. Мы стараемся делать проекты, которые находятся в эрмитажном контексте 250-летней работы с искусством. Для Чепменов такие контексты – это Гойя, Босх, Брейгель, изображения Страшного Суда и конца света.

К.: Каковы Ваши дальнейшие выставочные планы? Повлияет ли на них сегодняшний скандал?

Д. О.: Планы построить постоянную экспозицию современного искусства. Сегодня открыта комната Дмитрия Пригова, будет еще 11 комнат современных художников – Сола ЛеВитта, Кабакова и других. К выставочным планам относятся выставки современного искусства Японии, Германии, архитектуры Баухауза и средовой голландской архитектуры. Плюс, конечно же, концерты, лекции и прочее. Уверен, что скандал не повлияет.

Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676