Харьков: центр/периферия

© Сергей Поповdoklad periferiaИллюстрация к докладу Сергея Попова
Посмотри, у него одна ноздря в носу, и мочится он хвостом, как положено Сатане.
Милорад Павич, «Хазарский словарь».


28 апреля в рамках фестиваля молодежных проектов NonStopMedia VI в центре современного искусства ЕрмиловЦентр прошел круглый стол «Оппозиция центр /периферия в художественной жизни Украины». На видео зафиксирована протестная акция, в ходе которой сам Николай вместе с Тарасом Каменным и Гомером закрасили белой краской логотипы спонсора и харьковской муниципальной галереи на, пожалуй, самой известной харьковской стрит-арт работе – росписи «Гоголь на Гоголя».

Предлагаем вашему вниманию основные идеи и впечатления о прошедшей дискуссии от главных фигурантов и фигуранток круглого стола:

soroka 1Юлия Сорока – социолог культуры, доцентка ХНУ им. В.Н.Каразина. (Известный харьковский социолог рассказала о том, что такое провинция, что происходит с провинциальностью в современном мире).

Дискуссия показала, что нужно не бояться ставить на обсуждение болезненные темы. Провинциальность для Харькова – именно такая тема. Я предложила для обсуждения собственную трактовку социокультурной специфики харьковской провинциальности, его сформированной в советскую эпоху идентичности «полдороги до Москвы», теперешней коллизии ориентаций на центры социокультурный (Москва) и административный (Киев).

Какие-то вопросы остались за рамками обсуждения: например, отношение к инновациям, способность самостоятельно реализовать и оценить новое. В наших условиях именно эти способности становится «показателем» провинциальности.

Развернувшееся обсуждение продемонстрировало несколько важных эффектов. Идеи функциональности провинции, возникающей в современном обществе возможности выбирать собственный центр (а не только чтить и наследовать), иными словами, возможности управлять собственной провинциальностью снимают болезненность переживания провинциальности. Она не воспринимается уже как упрек, обвинение, насмешка.

Обсуждение показало, что наряду со сложившимися институциональными механизмами осуществления художественной жизни, в городе есть и потенциал критического их осмысления. Актуальными оказались вопросы организации поля художественного производства и потребления, определения критериев оценивания и выбора произведений, установки ориентиров экспозиционной политики.

Наиболее напряженным стало обсуждение природы художественной акции «Субботник», ее политического характера, возможностей прочтения ее как протеста. В центре внимания оказалась судьба произведения стрит-арта, а именно вопросы о том, кто им владеет и распоряжается, какова продолжительность его существования и кто имеет право ее устанавливать. Эти вопросы назрели и ждут разностороннего осмысления.

В целом, подобные встречи и обсуждения необходимы для существования художественного сообщества, объединяющего представителей и представительниц сферы искусства, галерейной и исследовательской деятельности, поддерживают в этом сообществе ощущение реальности, собственной значимости. Как заметила участница круглого стола, провинциальность – не в отсутствии ресурсов, в отсутствии рефлексии.

kornev 1Андрей Корнев – историк, культуролог, литератор, доцент ХГАДИ. (Направление мысли Андрея было задано поиском ответа на вопрос: можно ли найти хоть какой-то общий способ преодоления комплекса провинциальности и стоит ли это делать?).

Дискуссия развивалась скорее «по горизонтали», чем «по вертикали». Это закономерно при обсуждении широкой темы, когда каждый высказывает мнение, а вышеуказанная «широта» позволяет избежать прямого столкновения с мнениями других участников и участниц.

Где-то предугаданной была и реакция участников-зрителей. В отличие от модератора, никто не желал признавать себя провинциалом, а, следовательно, и говорить о плюсах и минусах провинциального состояния. В рассуждениях присутствующих возобладала идея «личности», которая изживает провинциала в себе, и, благодаря активной творческой и общественной позиции, начинает изживать провинциальность вовне.

Скандализированный финал дискуссии оставил двойственное впечатление, присущее Харькову. С одной стороны, налицо разрастание культурной городской среды и появление новых творческих объединений, конфликтующих со старыми институциями, а с другой – «провинциальный» характер выяснения отношений, в результате чего объединения сразу становятся «группировками», а дискуссия – банальной «разборкой».

popov 1

Сергей Попов
– современный художник, член арт-группы
“SOSka”. (Ситуацию в художественном процессе Харькова Сергей рассмотрел посредством социологического моделирования, которое построил на соотношении структуры художественного сообщества и общества в целом).

Дискуссия состоялась в важный для художественной среды Харькова период. В этот период, когда намечается институциональный рост и образование нового поколения художников, важным становится понимание внутренней структуры трансформирующейся художественной среды и взаимоотношений между субъектами этой среды. Отсутствие этого понимания может стать катастрофическим для художественного процесса, для его развития. Ситуацию, которая сложилась на данный момент времени в структуре художественных институций города, можно описать как период действия синдиката культурных операторов, который монополизирует среду дублированием методов своей деятельности и переносом своего окружения в пространство существующих институций и недавно созданных. Действующая иерархическая структура культурных операторов выступает в роли функционеров в культурной жизни города, оперирует мономорфным окружением, которым очерчивает границы лояльности для художественного сообщества. Это обстоятельство обуславливает возникновение критической позиции по отношению к существующей структуре в художественной среде города. Структура, внутри которой невозможна критическая позиция, представляет собой систему стагнации и, как следствие, выталкивает художественную среду на периферию. Поэтому сейчас важно определить общую позицию для всех участников художественной жизни, которую можно найти путем анализа художественной среды и представлением её в виде обобщенной абстрактной модели. Построенная в ходе анализа модель, может стать общим знаменателем, отталкиваясь от которого можно рационально формировать структуры и методы их взаимодействия внутри художественного пространства.

ridnyi 1, которая по логике выражает политику и стратегию развития новой площадки, по сути являлась расширенным вариантом ярмарочного бокса харьковской галереи VovaTanya, с претензией на концептуальный проект. Фестиваль NonStopMedia, прошедший в тех же стенах, в очередной раз следует украинской моде на премиальные конкурсы (в рамках этой тенденции можно отметить Премию PinchukArtCentre и выставку МУХИ), скорее заботясь не о реальном развитии культурной среды, а следуя желанию быть «на уровне», не хуже киевских институциональных начинаний. В ходе дискуссии была предложена идея не идти по провинциальному пути подражания, а активировать альтернативный принцип действия: аннулировать денежную премию и трансформировать её в грантовый конкурс по реализации художественных проектов. Эта идея была понята организаторами однобоко: нас критикуют за то, что есть, – поэтому отменим деньги чисто из принципа и не в обмен ни на что.

Получается, что критика как обязательная составляющая любой дискуссии воспринимается как нечто плохое. На самом же деле, наличие критики говорит о процессе развития, а её негативное восприятие, возможно, освещает незаинтересованность в развитии общего поля в угоду каких-то личных целей. Если говорить о результатах дискуссии, то их не будет видно сразу. Местная ситуация пока не готова к критике, но, определённо, количественная и качественная активность критики изменит ситуацию.


minin 1Роман Минин
– художник, куратор (выступал в качестве дискутанта).

Теперь я буду называть Колю Ридного и его людей «Комиссары». Я слышу скрип их кирзовых сапог в Интернете. Атас, пацаны! Вы всё ещё рисуете - тогда они идут к вам! Они видели «Ленин Центр»! Они несут из столицы правильную политику! Они борятся с провинциальностью маузерами! Они культурно беспощадны! Не ломайте кайф свободно работать. Комиссары, вы мне не нужны. 













Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676