Венецианская биеннале. День первый

© Мария Мыценко

Первый день биеннале вышел ознакомительно-разминочный: после часовой очереди на пресс-аккредитацию я совершила марш-бросок по Арсеналу вспять (пресс-офис расположился «в тылу» знаменитого выставочного пространства), чтобы успеть к 13.30 на открытие Украинского павильона. В Арсенале особо выделялся павильон Италии, где куратор собрал произведения 200 художников, иллюстрируя состояние итальянского искусства в год 150-летия объединения страны. Если воспринимать это как комментарий ко многим национальным павильонам, которые во что бы то ни стало стремятся показать все (хорошее) в трех квадратных метрах, или даже ко всей Биеннале, которая при очевидных достоинствах все же является большой блестящей свалкой предметов, то павильон действительно производит нужное впечатление. 
Но, похоже, что здесь все серьезно – Витторио Скарги проводил опрос среди важных общественных деятелей страны, чтобы те отобрали лучших на их взгляд художников. Да и в пресс-релизе слишком много слов семантического поля outstanding и important. Другим путем пошли в этом году турки, представив минималистичную скульптуру Айше Эркмен, внутри которой происходит важный процесс: насос забирает воду из канала, подвергает ее тщательной очистке и уже кристально чистую возвращает снова в канал. Невероятно романтичный в своей бесполезности жест и при этом самые навороченные пресс-сумки биеннале (в этом году все причастные будут опознавать друг друга в городе, а позже и по всему миру именно по ним).

Но вернемся к наболевшему: пожалуй, разговоров (не в самом лучшем тоне) об официальном представительстве Украины в Венеции в этом году было еще больше, чем обычно. На деле же все вышло под стать Украине-стране: место павильона – центральнее не придумаешь; проект, одновременно отсылающий к национальным корням, – на радость консервативно настроенным управленцам – и к «актуальному» – чтобы обеспечить достаточный уровень гламура на открытии; успешная на арт-рынке художница (для многих это до сих пор главное мерило таланта); известный иностранный куратор (купленный, но да кто знает об этом)... Своей цели проект, очевидно, достиг: таким количеством камер, прессы и толпы у входа (главная примета успешного художественного проекта) павильон той же Норвегии, о котором пойдет речь ниже, похвастаться не мог… Да и Министру культуры было не стыдно резать красную ленту.

А теперь о приятном: день завершился на открытии павильона Норвегии. Небезразличная украинцам Марта Кузьма открыла национальный павильон рассказом о том, как 2 года назад Норвегия (решив в этот раз представлять себя не в рамках Скандинавского павильона, а вполне независимо) начала с того, что задала сама себе вопрос (!!) о том, как сегодня вообще может выглядеть национальное представительство, тем более такой нейтрально-толерантной страны. Результатом обсуждения стал павильон, в котором на публичных лекциях будут обсуждаться вопросы времени, политики и эстетического. 

Лекцией открытия стало выступление Жака Рансьера «In what Time do we Live» о темпоральности и невозможности определении единого времени. Свой доклад философ прочитал с листа, но, к счастью, у аудитории была масса вопросов, на которые знаменитый француз живо и очень эмоционально отвечал: в дополнение к его милому акценту проявилась крайне обаятельная особенность речи – повторять каждое второе слово или фразу по 3-4 раза. В итоге между молодыми норвежцами, которые задавали неглупые вопросы и даже пару раз заставили мэтра ответить: «I don’t know», отношения сложились весьма теплые. И фуршет с просекко, виноградом и пармезаном был ничуть не лишний.

Все же наиболее ожидаемые события и впечатления запланированы на сегодня: американский павильон с перформансом, «Коллективные действия» у русских, японцы, датчане и, конечно же, Future Generation Art Prize. Дожить бы до завтра…


Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676