12 октября мы открываем «Судебный эксперимент»


«Судебный эксперимент» - это проект-ответ судебным преследованиям социальных активистов в Украине. В частности – членов Худсовета Евгении Белорусец, а также Андрея Мовчана и его брата Сергея, выступавших против уничтожающих публичное пространство застройщиков, и присоединившегося к Худсовету Александра Володарского, осужденного за протест против государственной цензуры.Мы – это кураторская группа Худсовет, а также Центр визуальной культуры Киево-Могилянской академии , Центр исследования общества и transit.at.

Худсовет – междисциплинарное сообщество, в которое, кроме художников, входят архитекторы, переводчики, исследователи, активисты. Взаимодействие с активистами предполагает выход в неуютную реальность коррумпированного судопроизводства и произвола «правоохранителей», уверенных в своей безнаказанности застройщиков и цензоров, массовой привычки воспринимать протест как некую социальную патологию, а репрессию - как естественный ход вещей.

«Радикальные жесты» активистов – слабые человеческие голоса, пытающиеся все же перекричать мерный шум шестерней власти, капитала и консервативной морали. Когда какой-то из этих голосов, наконец, становится слышен, обезвредить его  берется судебная система. Нескончаемые изнурительные процессы, в которые вовлекаются не только сами подсудимые, но и те немногие, кто берется оказать им поддержку (даже просто приходя на суды и обеспечивая этим публичность заседаний), вполне действенно тормозят протестную активность, портящую картину всеобщего благоденствия. И по отношению к подсудимым, и по отношению к поддерживающим их судебный процесс оказывается не только «предисловием» к наказанию, но вполне самостоятельной его формой.

Цель данной практики власти – заставить молчать, снять всякую возможность «выкриков с места», после того, как доступ к трибуне окончательно взят под контроль. «Насилие лишено дара речи» (Жорж Батай) и всячески пытается ограничить использование этого дара его обладателями. «Судебный эксперимент» - попытка практиковать речь в доме молчания, даже будучи лишенным возможности удара в ответ, подвергнуть наносящего удары суждению.

Каковы возможности художника в этих обстоятельствах? «Докричаться», «перекричать», подобно активисту – вряд ли. Скорее речь идет о нахождении метафоры, которая выявит и выговорит молчаливое, невообразимое и неописуемое. То, что стало для нас объектом недобровольного рассматривания – и чему мы должны предоставить речь и образ.

«Судебный эксперимент» совместит в одной экспозиции документальные материалы –  такие, например, как судебные зарисовки, сделанные вопреки запрету фотографии из залов суда, инсталляцию из документов процессов – с работами художников, избравших темой повседневное государственное насилие.

Выставка откроется 12го октября без отдельных художественных работ, лишь документацией и программной речью, которые создадут раму, которая будет впоследствии постепенно наполняться работами. Эти работы будут презентоваться не вместе, но поэтапно, как разворачиваются судебные процессы. Небольшие открытия (по три-пять произведений) будут совмещены с дискуссиями, семинарами и видеопоказами, которые продолжатся и после того, как выставочное пространство будет наполнено.

Программа

12 октября, Суббота

18.30 Открытие: презентация документальных материалов судебных процессов над активистами Евгенией Белорусец, Андреем Мовчаном, Сергеем Мовчаном и Александром Володарским.

19.00 Выступление организаторов
 
16 октября, суббота

17.30 Презентация работ Ксении Гнилицкой, Лады Наконечной, Алексея Салманова.

18.00 Дискуссия: Постсоветский капитализм и репрессивный государственный аппарат

Модератор Ольга Брюховецкая

Виталий Атанасов (журналист, публицист, активист социалистического движения, Киев)

Украинская независимость и зависимое развитие

Илья Будратскис (политический активист, историк, публицист, художественный критик, Москва)

Реставрация в России: государство, насилие, экономика

20.00 Показ: Гренельские соглашения, Learning Fim Group, 2009

В 2009 художественный критик, писатель и антрополог Дэвид Рифф присоединился к группе Фикс, Будрайтскис и Олейников чтобы исследовать эпизод 1968 года, так называемые Гренельские соглашения, вместе с группой работников ресторана из торгового центра в Москве.
 
19 октября, Вторник

18.30 Презентация работ Александра Володарского, Юлии Костеревой, Юрия Кручака, Никиты Кадана, Давида Чичкана.

19.00 Перформанс: Киев Vice: Милиция Морали

Василий Лозинский читает свою поэзию, привлекая внимание к парадоксальной злободневности телесериала Miami Vice для Украины в условиях растущей моральной цензуры.

19.30 Дискуссия: Должны ли художники быть неприкосновенными?
 
Модераторы Василий Черепанин, Алексей Радинский

Обвинительный приговор Александру Володарскому поставил украинских художников перед трудным выбором: брать ответственность (в широком смысле, включая уголовную) за свои действия или дальше исповедовать господствующую в Украине романтическую концепцию художника, которая размещает художников вне общества? Дискуссия имеет целью разработку понятия художественной неприкосновенности, заимствованного из пресловутой депутатской неприкосновенности, которая является официальной привилегией украинских парламентариев.
 
22 октября, пятница
 
18.00 Хайс Кеслер (Международный институт социальной истории, Амстердам)

Глобальная история труда: От рабочей забастовки к рабочему движению

18.30 Дискуссия: Рабочая забастовка в современной Украине
Модератор Виталий Атанасов
Владимир Ищенко, Оксана Дутчак (Центр исследования общества, редакторы журнала социальной критики Совместное, Киев)

Классовая борьба в Украине: результаты мониторинга протестов
Алексей Кляшторный (активист, один из организаторов забастовки на Полтавском ГОКе, профсоюз «Народная солидарность», Киев)

Нужно ли "политически прятать" пролетариат?
 Захар Попович (активист, участник забастовки на Полтавском ГОКе, Киев)

Проблемы солидарности между профсоюзами и политизации рабочего протеста на примере Полтавского ГОКа
 
Денис Левин (активист, один из организаторов забастовки на Полтавском ГОКе, профсоюз «Народная солидарность», Киев).

Способно ли рабочее движение к самоорганизации в защите своих экономических прав?
 
20.30 Показ видео документации забастовки на Полтавском ГОКе, лето 2010

Презентует Андрей Метльов (философ, исследователь новых медиа, Киев)
 
23 октября, суббота

17.30 Презентация работ Евгении Белорусец, Анны Звягинцевой, Никиты Кадана, Николая Ридного.

18.00 Дискуссия: Мировой экономический кризис и рабочая забастовка

Модератор Анастасия Рябчук

Михай Варга (политолог, Университет Амстердама)

Политическое участие в индустриальном конфликте в Украине во время мирового экономического кризиса, 2008 - 2010
 
Марко Бойцун (Старший преподаватель факультета юриспруденции, управления и международных отношений Лондонского Столичного университета, член Института исследования Европейских трансформаций и член Института глобальной политики)

Закончился ли? Долгосрочные последствия мирового экономического кризиса для Украины.
 
26 октября, вторник

17.30 Показ: Артур Жмиевски «Избранные труды»: «Альдо», «Джузеппе», «Сальваторе», «Урсула», «Патриция», «Дитер», «Дорота», «Данута», «Галина», «Иоланда». (2006 - 2007)

Труд занял место секса во главе иерархии «неприличных» практик, которые нельзя воспроизводить на экране. Неудивительно, что в современном голливудском кино физическим трудом занимаются исключительно террористы (например, фильмы о Джеймсе Бонде или о Железном Человеке). Польский художник Артур Жмиевски в «Избранных трудах» обращается к инструментарию кино-правды (cinema-verite), чтобы сделать видимой «неприличный» труд современных рабочих.
 
1 - 6 Ноября, Понедельник - Пятница

Конференция: Кинематографический диспозитив: видеоизображение в социальном контексте

Совместно с Центром кинематографических студий и МКФ Молодость

Если фильм является не просто медиумом, но также и социальной практикой, тогда вопрос, вероятно, должен быть сформулирован по-другому: как можно с помощью создания и анализа кино анализировать общество и его идеологию? Кинематографический диспозитив представляет не реальность, а реальные обстоятельства нашего существования: нашу «всегда-уже» принадлежность к социальному диспозитиву, в рамках которого мы действуем. Это проливает свет на призыв Ролана Барта повернуть перспективу: не искать идеологию в фильмах, а видеть идеологию как «кино общества».
 
9 Ноября, вторник

17.30 Пресс-конференция по результатам конкурса на лучшую журналистскую работу «Против пыток!»

18.15 Дискуссия: Пытки в украинской милиции: причины, массовость, последствия, безнаказанность. Как от них избавиться?

Организатор - Харьковская правозащитная группа

Участники дискуссии: Андрей Диденко (координатор программ ХПГ), Евгений Захаров (сопредседатель ХПГ), Олег Левицкий (адвокат), Екатерина Левченко (директор Международного правозащитного женского центра Ла Страда Украина), Денис Кобзин (директор Харьковского института социальных исследований), Людмила Коваль - эксперт ХПГ.
 
12 ноября, пятница

Закрытие
 
Информация

Кураторское объединение Худсовет - самоорганизующееся междисциплинарное сообщество, работающее с 2008 года. В его состав входят молодые художники, архитекторы, активисты, литераторы и ученые. Организованные худсоветом проекты призваны объединять опыт участников и создавать пространство коллективного высказывания. Впервые Художественный совет публично заявил о себе проектом «Взгляды», проведенным в 2009 при поддержке Фонда Центр Современного Искусства.

Центр исследования общества - независимый некоммерческий центр исследования социальных проблем и коллективных протестов. Объединяет ангажированных исследователей и активистов в целях развития публичной социальной науки - общественно-значимых знаний для неакадемической аудитории. С 2009 года проводит систематический мониторинг всех протестных событий в Украине и реакции на них власти.

Научно-исследовательский центр визуальной культуры - платформа для анализа современных обстоятельств в терминах искусства, знаний и политики. ЦВК возник в 2008 году как институализация деятельности группы ученых и студентов кафедры культурологии Национального университета «Киево-Могилянская академия». «Судебный эксперимент» является частью долговременного проекта «Визуальный диспозитив - Социальный диспозитив», который был запущен в апреле 2010 года при поддержке tranzit.at.
 
Адрес:

Национальный университет «Киево-Могилянская академия»

Киев, ул. Сковороды, 2

Первый этаж Староакадемического корпуса


Лада Наконечная "Вывод", 3-х канальная видео инсталляция (2010)Лада Наконечная "Вывод", 3-х канальная видео инсталляция (2010)Лада Наконечная "Вывод", 3-х канальная видео инсталляция (2010)Анна Звягинцева, наброски, сделанные на судебных заседаниях процессов Евгении Белорусец и Александра Володарского  (2009-2010)Никита Кадан "Процедурная комната", печать на тарелках, неограниченный тираж (2010)Никита Кадан "Процедурная комната", печать на тарелках, неограниченный тираж (2010)Никита Кадан "Процедурная комната", печать на тарелках, неограниченный тираж (2010)Александр Володарский "Тут тебе не Европа" перформанс, фото- и видео-документация (2010)Анна Звягинцева, наброски, сделанные на судебных заседаниях процессов Евгении Белорусец и Александра Володарского  (2009-2010)Анна Звягинцева, наброски, сделанные на судебных заседаниях процессов Евгении Белорусец и Александра Володарского  (2009-2010)Николай Ридный "Графа согласия", акрил , холст (2009)Николай Ридный "Графа согласия", акрил , холст (2009)Николай Ридный "Графа согласия", акрил , холст (2009)

Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676