55-я Биеннале. День второй

lizagerman Пока дождь заливает сады Джардини с традиционно бесконечными очередями перед павильонами США, Великобритании, Франции и Германии, а также, гостями вернисажей менее популярных, но более щедрых на угощения стран, мы переместились на вторую часть главного проекта в Арсенале.

Открывает экспозицию макет того самого "Энциклопедического дворца", вынесенного куратором Массимилиано Джиони в заглавие всей биеннале. В 1955 году американец итальянского происхождения, художник-аматор Марино Аурити разработал и запатентовал концепцию здания, задуманного как 70-этажный музей-вместилище всех знаний и изобретений человечества, от колеса до космического спутника. Сверхамбициозная задумка, естественно, так и осталась красивой утопией, а макет сооружения (в соотношении 1:200 к желаемому масштабу) сам стал музейным экспонатом.

Для Джиони проект Аурити стал идеальной метафорой сегодняшней ситуации перенасыщения информационного пространства и, как следствие, невозможности переварить, усвоить и полноценно оперировать существующим массивом знаний. Идея всеобъемлющей "энциклопедии" отражена в природе экспозиции Арсенале. В отличие от Джардини, где зрителю предоставляется возможность самому выбирать маршруты освоения площадки с центростремительной планировкой, в Арсенале путь следования предопределен самой архитектурой – длинными анфиладами сменяющих друг друга огромных помещений примерно одинакового размера. Это выставочное пространство вызывает ассоциации с Вавилонской башней, в которой каждый новый уровень представляет новую историю, рассказанную на своем особом языке. Все эти "истории" наматываются на зрительское воображение, как нитки на клубок, и уже после 5-6 зала безнадежно спутываются, а сама экспозиция распадается на отдельные работы. Но и это ощущение потерянности по-своему вторит заглавной идее проекта. Ведь он, по словам куратора Джиони, говорит не столько о невозможности единой точки зрения, сколько о невозможности цельного линейного знания как такового.

Стоит отметить, что проект так или иначе выглядит довольно стройным и цельным. И способствует этому, не в последнюю очередь, удачный экспозиционный дизайн – расстановка фальшстен, игры с затемнением/осветлением отдельных площадок, конфигурация экранов для видео-проекций, даже размещение текстовых экспликаций. Последние, кстати говоря, написаны настолько легко и при этом внятно и содержательно, что их чтение из утомляющего придатка к визуальному уровню выставки превращается в его приятную и естественную составляющую.

В качестве передышки мы зашли на выставку Эдуарда Мане во Дворце Дожей.
Помимо безусловного наслаждения от живописи, выставка также предоставила интересную панораму времени и дискурса, в котором и вопреки которому формировался художественный гений Мане. В сопутствующих текстах шла речь о тотальном неприятии живописи Мане современниками, отказах в участии в официальных Салонах, негативных отзывах критиков. И вместе с тем – о поддержке друзей и немногих единомышленников, среди которых был, например, Эмиль Золя, написавший после первого просмотра "Олимпии" о появлении нового великого Мастера. Оптика, настроенная 'Энциклопедическим дворцом", дает о себе знать и здесь. Мане предстает аутсайдером, который сдвинул с места художественный процесс благодаря своему инакомыслию и инаковидению.

"Энциклопедический дворец", как по умолчанию и подобает выставке в рамках «самой-самой» биеннале современности, не осмыслишь в один присест. Однако, уже после первого беглого осмотра четко прорисовывается ее главная особенность, а именно – предложенная Джиони концепция расширения и переосмысления рамок и законов включенности/исключенности в искусстве и современном человеческом мировоззрении в целом. Концепция эта не покидает мыслей, к ней постоянно хочется подобрать новые иллюстрации, подтвердить или опровергнуть на примере других проектов вне основной биеннальной магистрали. Благо, в таком "материале" нет недостатка, ведь искусство всех мастей сконцентрировано в хрупкой Венеции в дни превью с максимальной плотностью.

Один из must-see проектов, предусмотрительно оставленный нами "на десерт" – уже успевшая нашуметь ре-инсталляция легендарной выставки 1969-го года куратора Харальда Зеэмана "When Attitudes Become Form" в Fondazione Prada. Другой обязательный пункт нашего маршрута – самоорганизованный проект украинских художников "Союз хижин" под предводительством "Худрады" на острове Лидо. Но об этом – в наших будущих сводках.

Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676