Директор арт-недвижимости

liza-german С 25 по 29 апреля в Харькове и Львове одновременно прошли “Дни квартирных выставок”. Событие, которое автор этой колонки и многие киевские коллеги давно запланировали посетить, но, занятые своими киевскими делами, к своему большому сожалению, пропустили. Формат современных квартирных выставок интересен мне, в том числе, отсылкой к знаменитым “квартирникам” советских времен, что служили в период “застоя” единственным местом относительно публичной циркуляции неофициального искусства. В Украине главным оплотом “квартирников” была Одесса, где, начиная с 1960-х гг. на квартирах друг у друга выставлялись живописцы-нонконформисты. В Киеве же практика “квартирников” как таковая отсутствовала, хотя камерное сплоченное художественное и интеллектуальное сообщество шестидесятников в это время было для Украины крайне важно.

Одной из причин, побудивших художников круга галереи-лаборатории SOSka к выставочной самоорганизации в начале 2010-х было отсутствие в Харькове площадок для молодого критического искусства. В этом году параллельно с Харьковом такие выставки прошли также во Львове, на базе “квартирной” галереи Detenpyla. В самом же Харькове проект существенно разросся и, помимо экспозиций в апартаментах художников и им сочувствующих, включил в себя выездные акции в лучших традициях “Коллективных действий”.

Киев пока что остается в стороне от этого движения, хотя робкие разговоры об участии как будто бы велись. На первый взгляд может показаться, что в столице потребность в альтернативной площадке не так велика. Выставочных мест в столице гораздо больше, проекты разных мастей организовываются чаще, да и вообще искусство входит в моду. Но как раз таки эта “мода” среди людей, далеких от сферы искусства и понимания ее механизмов и потребностей, и делает ситуацию с пространством для современного искусства довольно напряженной. Иллюстрацией к этому могут послужить недавние кадровые перестановки в двух крупных выставочных площадках. Директором муниципальной галереи “Лавра” стала Татьяна Миронова, а в ЦСИ М17 вся команда, проработавшая фактически со дня его основания, была в один день уволена и заменена на новую. Обе ситуации со сменой руководства остались малозамеченными со стороны профессионального сообщества. Такое информационное равнодушие, в общем-то, и не удивительно, ведь институции не отличались в последнее время интересной и последовательной проектной политикой и служили, скорее, местами для аренды.

Несколько критических комментариев о Мироновой, чья персона полугодом ранее занимала умы всех небезразличных к судьбе НХМУ, появились на страницах художников в facebook’e. О ситуации с М17 судить приходится только по отдельным эмоциональным репликам его бывшей команды на том же facebook’e, а также по довольно поверхностному “пресс-релизному” комментарию нового арт-директора (sic!) центра Елизаветы Бельской, озвучившей планы его владельца, бизнесмена Андрея Адамовского. 

О будущей деятельности Бельской не берусь делать решительных однозначных прогнозов – уж слишком разношерстной была предыдущая деятельность Елизаветы на поприще искусства, в диапазоне от руководства салонным типом галереи "Персона" до директора по коммуникациям в обновленном Киевском планетарии. Что смущает лично меня, так это формулировка арт-директор в контексте художественной институции, позаимствованная, очевидно, от английского artistic director, но в украино-русском варианте вызывающая ассоциации, прежде всего, с рекламной индустрией. Собственно, в формулировках и позиционировании и состоит главная проблема переквалификации М17. Согласно первому официальному комментарию от лица новой команды для artukraine.com.ua, М17 из галереи будет преобразован в культурный центр. А уже “осенью откроется торговый центр ART MALL, где будет много культурных и развлекательных зон и где, при поддержке М17, будет экспонироваться скульптура, а также фотография и живопись молодых художников”. Я не была среди горячих поклонников деятельности М17 в последнее время и вполне разделяю критику в адрес коммерческих презентаций на территории арт-центра, ради которых временно демонтировали действующие выставки. Однако теперь то, что прежде несколько стыдливо позиционировалось как способ выжить и окупить субарендные затраты, может оказаться вполне легитимной программной составляющей М17.

Объявляя себя идейным партнером некоего “Арт-Молла”, культурный центр поддерживает и усиливает профанацию самого слова “искусство”, вынесенного в название очередного n-ого по счету торгового центра. Вполне возможно, что вскоре место некогда обязательного для продвижения продукта/услуги прилагательного “элитный” прочно займет приставка “арт”: арт-жилье, арт-супермаркет, арт-шуба (список можно дополнять). В свою очередь, арт-центр представляется некоей привлекательной недвижимостью, квадратные метры которой обладают особой аурой, способной придать особую ценность всему, что в него попадает. Известному производителю электроники больше не интересно выставлять свою продукцию для тестирования в обычном торговом пространстве, где эта продукция останется рядовым товаром наравне с конкурентами. Идея о “белом кубе” музея или галереи, озвученная еще в 1970-х художником и критиком Брайаном О’Доэрти, приобретает совершенно новую, гротескную трактовку в условиях сегодняшнего сценария адаптации современного искусства в качестве декорации для потребностей сферы маркетинга, рекламы, торговли.

Возвращаясь к недавним квартирным выставкам в Харькове и Львове. Адаптированный молодыми художниками формат “апт-арта” для Киева сегодня не менее актуален, чем для Харькова или Львова. Альтернатива галерейной системе, на мой взгляд, сегодня необходима не там, где эта система слабо развита, но прежде всего там, где она приобретает все более нездоровые и отчужденные от реального художественного процесса формы.




Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676