Культура без культа

kuprina "И ты говоришь это мне, понтифику, к слову которого прислушиваются миллиарды, к наместнику Спасителя на Земле? Да сам ты, мальчик, пошел на…", – помните этот анекдот про Папу Римского и мальчика, некорректно высказавшегося в адрес понтифика? В принципе, на месте главы католической церкви в этом анекдоте мог бы оказаться и верховный раввин – история все равно осталась бы смешной. Но вот кого сложно представить на месте Папы Римского из анекдота – так это православного патриарха.

Православные священники вообще плохо переносят юмор. В соседней России, например, одна панк-группа попыталась поиронизировать на тему церкви и ее связи с государством. О дальнейшей судьбе трио Pussy Riot не слышал, наверное, только глухой: судебное разбирательство, два года условно для одной из участниц группы, по два года в колонии общего режима – для двух других. И номинация на премию Кандинского за лучший арт-проект года. Но если в России культура и искусство хотя бы совершают попытки критиковать церковных деятелей и иногда шутить о них, то у нас культура и религия чаще предпочитают дружить. В конце февраля генеральный директор музейного комплекса "Мистецький Арсенал" Наталья Заболотная получила благословение от митрополита Владимира на проведение выставки "Большое и величественное". Экспозиция пройдет в рамках празднования 1025-летия крещения Киевской Руси и покажет, как православная традиция повлияла на нашу культуру.

О том, как в конце Х века князь Владимир выбирал религию для своего государства, ходят красивые легенды. Может быть, Владимиру действительно христианские обряды показались более величественными, чем, например, мусульманские. Но ведь в сторону индуизма или буддизма князь даже не смотрел – ему нужна была сильная религия с единым божеством, которая укрепила бы его централизированную власть. И крещение в те десятилетия, когда проходила религиозная реформа в Киевской Руси, было совсем не праздником – по крайней мере, не для тех, кого в новую веру обращали силой. Допустим, о сложной и запутанной истории появления христианства в Киевской Руси можно умалчивать – в конце концов, темные стороны есть и у католической церкви, да и давно дело было. Но вот стоит ли забывать о том, что у нас в конституции записано: государство отделено от церкви? Правда, в той же конституции записано, что государственными выходными являются три религиозных (причем только православных) праздника. Похоже, за тысячу с лишним лет почти ничего не изменилось: религия все так же помогает укреплять централизованную власть. И искусству тут лучше было бы отойти на безопасное расстояние – если не от государства, поскольку в наших реалиях это почти невозможно, то хотя бы от религии и церкви.

Только на расстоянии искусство способно занимать позицию "никому ничего не должно" и выбирать, каким ему быть: религиозным – иконопись ведь никто не отменял, и там до сих пор могут рождаться шедевры, или иронично отстраненным от религии. Как это получается, например, у художников от моды итальянцев Доменико Дольче и Стефано Габбана: они то портрет Мадонны, не певицы, а той, которая с младенцем, на мужских майках напечатают, то фрески из византийских храмов на женские платья перенесут. Или у модного художника Дэмиена Херста с его коровьими головами в формальдегиде, объединенными в композицию "Иисус и ученики". Или – возьмем пример поближе – у отечественного артиста Стаса Волязловского, который на замызганных простынях шариковой ручкой создает полотнища о связи православной и зековской традиций, со всеми этими золотыми куполами и крестами.

Список можно продолжать – он получится довольно длинным, современное искусство любит иронизировать над религией. Однако если хоть одно произведение из этого списка получит благословение от священника, то оно тут же утратит необходимую для свободы выбора и иронии дистанцию. Об этом стоило бы помнить каждому деятелю отечественной культуры, получающему благословение митрополита. А также о том, что говорить об образовательной функции искусства можно только когда работает правило: если вынести старинные иконы из церкви и повесить их в музее, то иконы станут музейными экспонатами, а не музей – церковью.

Юлія Купріна, оглядачка відділу культури журналу "Фокус". 

Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676