Открытое письмо Маше Цукановой о Татьяне Мироновой

balashova Возможно, к тому времени как это письмо будет опубликовано, мы уже будем знать, кто стал новым директором НХМУ. Я, в отличие от Вас, очень надеюсь, что это будет не Татьяна Миронова. И дело тут совсем не в моей гражданской позиции или в личном отношении к данной персоне, а в том, что это попросту унизительно, когда главную художественную институцию твоей страны возглавляет некомпетентный и профессионально необразованный человек. Если так случится, то это будет означать, что у нас не осталось больше ничего, за что мы еще могли бы себя уважать.
 
Поскольку публичное выражение гражданской позиции не предполагает проверку фактов, обращаю Ваше внимание на слова Оксаны Баршиновой – куратора Национального художественного музея, именно благодаря которой, цитируя вас, "“Спящая красавица” на месяц стала чуть ли не самым обсуждаемым в свете явлением". К моему большому сожалению, этот, и все остальные реализованные за последние полгода проекты в музее, состоялись не благодаря, а вопреки действиям директора.
 
Мне кажется весьма симптоматичным, что Вы публично защищаете госпожу Миронову, не будучи толком знакомой с результатами ее работы. Иметь собственную гражданскую позицию по остроактуальным вопросам культуры сегодня почти так же модно, как и быть директором государственного музея. Но возможно Вы сможете мне доходчиво объяснить, почему мировые тренды получают у нас такую ущербно-местечковую реализацию с такой последовательностью?
 
Я понимаю, что Вы не обязаны знать все тонкости музейного дела. Допускаю, что Вам и правда нравится видеть очередь из стоящих за искусством людей (тут я даже разделяю Ваш восторг), но одного я не могу взять в голову, неужели Вы, киевлянка, не видели этих очередей в НХМУ и раньше? Говорили ли в местном свете что-то о походе на выставки Франсиско Гойи, Нико Пиросмани, Украинской Новой волны, Бойса, Пайка и Фостеля, Александра Гнилицкого? Заранее угадывая Ваш ответ, спешу заверить, что все эти выставки были не менее посещаемыми. И красивых и умных людей на них было столько же, как и в очередях, которые вы наблюдали осенью.
 
Человеку, который не привык ходить в музеи, особенно в дни, когда там нет шумных открытий, очень сложно навязать подобную привычку. В этом вопросе бессильна даже мода. Потому, возьму на себя смелость растолковать всем, кто допускает столь поверхностный взгляд на проблему, почему в музее главными являются не посетители, а произведения.  
 
В основе популярности любой музейной коллекции – раз уж мы мыслим такими категориями – лежит особая мифология, связанная с отдельными работами, проектами и их историей. Без этой мифологии даже самый изощренный пиар – бессмысленный пшик в вечность и мартышкин труд.
 
В случае с коллекциями украинских музеев (не слишком богатыми на бесспорные шедевры) эту мифологию следует вначале добыть. Это возможно сделать лишь в результате усердной и кропотливой работы музейных сотрудников, ученых-исследователей, искусствоведов и реставраторов. Только самостоятельные сильные кураторские проекты могут составить славу музея, тогда как привозные выставки – не более, чем реверанс в сторону публики. И то, что эта кажущаяся очевидной истина находится за гранью понимания Татьяны Мироновой – свидетельствует о ее профнепригодности гораздо больше, чем отсутствие соответствующего образования.    
 
P.S. В одном из интервью, Ваша российская коллега Алена Долецкая, как-то говорила о том, что глянец – это особый, довольно легкомысленный формат, где нет места никакому травматическому опыту. Тут нет болезней, старости, смерти, нет войны и социальных нарывов. Это один нескончаемый праздник беспечной легкости и куртуазной игры, что в общем и целом действительно прекрасно.

Но мне почему-то наивно казалось, что человеку с Вашим опытом, должно быть также понятно, что культурное пространство устроено несколько сложнее, чем страницы журнала мод. И если это так, тогда почему своими рассуждениями Вы с такой легкостью размываете границу между работой серьезной культурной институции и своим существованием в условном мире глянцевого вымысла?

Warning: session_write_close(): Failed to write session data (user). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/sessions_php54) in /sata1/home/users/cca/www/old.korydor.in.ua/libraries/joomla/session/session.php on line 676